Экономическая психология в современном мире
Economic psychology in the modern world

  

Каталог статей
Конференции

Направления
Психология предпринимательства в современных социально-экономических условиях [4]
Формирование экономического сознания в условиях глобальных изменений [8]
Психология и этика бизнеса [6]
Психология менеджмента в экономике [3]
Психология потребительского поведения [6]
Психологические особенности отношения к деньгам, доходам и сбережениям [4]
Формирование общекультурных и профессиональных компетенций в сфере экономики и финансов [5]
Проблемы профессионального развития специалистов сферы экономики и финансов [4]

English

Поиск

· RSS 25.04.2024, 11:03

Главная » Статьи » Психология менеджмента в экономике

Иванова И.А. Влияние процессов урбанизации на профессиональный выбор и систему социальных ценностей молодежи

Стремление человека к разнообразию и поиску впечатлений определяет стиль его поведения и выступает направляющим вектором в построении своей жизни. Активизация жизнеустройства особенно выражена в молодежной среде. Анализ миграционных процессов показывает, что современные люди в большей степени предпочитают жить в городах, особенно в крупных мегаполисах. Смена места жительства преимущественно происходит в молодом возрасте, и сопряжена с выбором образовательной организации для последующего обучения той профессии, которая в будущем так же будет более востребованной в городских условиях.

За последние три десятилетия в городах произошли невиданные ранее глобальные преобразования. В 2008 году впервые в истории свыше половины мирового населения проживало в городах, а в 2050 эта цифра может возрасти до 70%. [3,4]

Безусловно, что развитие и успехи жилищно-строительной сферы позволили создать сегодня достаточно комфортные условия жизнедеятельности именно в городах, что проявляется в интенсивном строительстве жилья, создании развитой инфраструктуры, формировании современных транспортных коммуникаций, организации досуговой деятельности и др. И подобные примеры следует признать в качестве очевидных преимуществ жизни в современном мегаполисе.

Однако, урбанизация – процесс роста городов, а также повышение их роли в развитии общества влечет за собой значительные социальные и социально-психологические последствия. Принятие решения о переезде в крупное поселение (город, мегаполис) сопровождается комплексом мотивационных ожиданий и представлений человека о том, что ожидает его в новой обстановке. Окружающая среда влияет на процессы адаптации людей, состояние их психических процессов, выстраивание межличностного взаимодействия, определяет предпочтения в выборе процессов коммуникации, в целом вынуждает менять модель поведения, так как сопряжена с необходимостью приспосабливаться к новым условиям. Более того, молодой человек, оказавшись в «экстремальных» условиях социальной действительности, характерной для мегаполиса испытывает сильный стресс, под воздействием которого происходит изменение его социальных ценностей.

На профессиональный выбор оказывают влияние различные факторы, многие из которых характерны именно для нынешнего поколения молодежи. Темп, ритм, быстроменяющаяся реальность жизни, мощные информационные потоки, желание соответствовать требованиям времени, идти с ним «в ногу» вызывают интерес к жизни в мегаполисе, горизонты которого кажутся наиболее широкими и перспективными. Исключительно амбиции и осознание движения к успеху вызывают у молодого поколения интерес к жизни в более «распахнутом» пространстве. Ежегодно появляются новые профессии, о которых 5-7 лет назад даже никто и помыслить не мог, под воздействием рыночной среды и развития общества изменяется формат «классических» профессий и форм занятости, который дополняется новым комплексом профессиональных компетенций. Становится очевидным, что старт для построения успешной карьеры можно получить только в большом городе, где созданы условия и имеются разнообразные возможности. Безусловно, что решение о переезде в крупный город, например для продолжения учёбы, может принять чаще образованный и хорошо  подготовленный человек, что повышает конкурентоспособность мегаполиса и обостряет конкуренцию, как на рынке образовательных услуг, так и в профессиональной сфере.

Согласно результатам социологического исследования, проведенного в период с марта – апрель 2015 года преподавателями Московского государственного строительного университета и Финансового Университета при Правительстве Российской Федерации с целью выяснения личностного и профессионального самоопределения студентов данных образовательных организаций высшего образования, определения их мотивации к получению высшего образования, для создания эффективных предпосылок к самоопределению, на основе совершенствования работы образовательной организации высшего образования было выявлено, что образование является одной из важнейших терминальных ценностей и является ценностью само по себе, так как связано с получением новых знаний, удовлетворением когнитивных потребностей, духовным самосовершенствованием и так далее [1]. Необходимо подчеркнуть, что иногородние студенты, которых по некоторым направлениям подготовки, оказалось более 50% среди всех обучающихся указывают, что они приехали поступать именно в данный вуз, несмотря на то, что в городах, в которых проживали ранее, есть образовательные организации подобного профиля. Замечено, что сильным мотивом к обучению в крупном мегаполисе является стремление вырваться из привычной среды, попытка продемонстрировать окружающим свое преимущество перед ними примером собственной успешности и целеустремленности. Несмотря на то, что следующее положение требует дополнительных и глубоких исследований, тем не менее, можно предположить, что молодые люди, переехав в столицу, становятся более активными в вопросах самоутверждения, стремятся к высоким достижениям в учебе, научно-исследовательской сфере, общественной и досуговой деятельности [6].

Под воздействием «агрессивной» среды мегаполиса происходит трансформация социальных ценностей, активизируются процессы сопротивления влиянию, или напротив усугубляются настроения подчинения; отношения конкуренции вызывают желания доказать результатами своего труда (учёбы) свою идентичность среде.

 Указав положительные стороны жизни в мегаполисе необходимо обозначить и иные, связанные с его отрицательным влиянием. Известно, что многочисленные  социальные контакты и в целом социальная среда крупного города, вызывают эмоциональные перегрузки жителей города, их психическое напряжение, эмоциональные стрессы, что способствует повышению конфликтогенности в обществе. Часто, проживая в огромном пространстве мегаполиса,  современный человек среди огромного числа жителей испытывает чувство одиночества, незащищенности, и как следствие создаёт себе новые барьеры, отгораживаясь от общества путем многочисленных искусственно созданных преград, часто эмоционального характера. Особенный риск  влияния крупного города диагностируется в молодежной аудитории. «Молодежь в современном мегаполисе подвержена абсорбции мощного потока информации, интерпретировать которую ее никто не обучает. На практике уже в сложившемся обществе данную проблему решить достаточно тяжело, поскольку для большинства молодых людей нет авторитетного мнения, какую информацию из общего потока нужно «отфильтровывать». Социальные институты, прежде всего, семья, образовательные учреждения, средства массовой информации, не всегда способствуют формированию у молодых людей четких жизненных ориентиров, готовности к использованию своих гражданских прав, выполнению общественных обязанностей. Также слабо формируются умения быть ответственным, принимать самостоятельные решения, отстаивать социальные и нравственные убеждения, обладать высокой психологической устойчивостью, стремиться к духовному обогащению личности» [2; 5].

Тем не менее, формирование ценностных установок в целом и социальных ценностей в частности у молодого поколения задача стратегического характера, определяющая ориентиры комплексной работы в сфере воспитания, образования, культуры. Этические нормы, нравственные идеалы и устремления, которые определяют систему ценностей человека, закладываются именно в семье, развиваются в образовательных организациях всех уровней, посредством индивидуального и общественного воздействия на основе положительных примеров и образов, выступают основой для формирования духовно богатой и сильной личности, способной самостоятельно принимать решения и готовой к созидательной жизни.

 

Библиографический список

1.Власенко Л.В., Иванова И.А. Парадигмы личностного и профессионального образования студентов: современные вызовы. Коллективная монография «Педагогика и психология воспитания студенческой молодежи». Научное издательство «SIMJET» Гуманитарный научно-образовательный центр «Перспектива» ФГБОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет» , 2015 г. с. 276

2. Король Ю. А. К вопросу о формировании нравственных ценностей молодежи при непрерывном образовании в условиях мегаполиса //Молодой ученый.-2013.№12.с.474-476.

3.Осеевский М.Э. Мегаполис как объект управления: спираль стратегического планирования. Россия в глобальном мире. 2013. № 3 (26). С. 172-182

4. Планирование устойчивых городов: направления стратегии. Глобальный доклад о населенных пунктах 2009.Сокращенная версия. Программа ООН по населенным пунктам. ООН-Хабитат, с.4-5, 2009 г. [электронная версия публикации размещена на сайте http:// www.unhabitat.org/ grhs/2009]

5. Сухоносов А.П. Особенности формирования  нравственных ценностей молодежи в условиях мегаполиса. В сборнике: Ребенок в образовательном пространстве мегаполиса. 2015. С. 361-365

6. Субочева А.О., Рязанцева М.В., Кокорева Ю.А. Некоторые проблемы и тенденции российского рынка труда // Перспективы развития науки и образования: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 января 2014 г.: в 15 частях. Часть 2; М-во обр. и науки РФ. Тамбов. Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2014. С. 122-123.

Категория: Психология менеджмента в экономике
Просмотров: 1056
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz