Экономическая психология в современном мире
Economic psychology in the modern world

  

Каталог статей
Конференции

Направления
Психология предпринимательства в современных социально-экономических условиях [4]
Формирование экономического сознания в условиях глобальных изменений [8]
Психология и этика бизнеса [6]
Психология менеджмента в экономике [3]
Психология потребительского поведения [6]
Психологические особенности отношения к деньгам, доходам и сбережениям [4]
Формирование общекультурных и профессиональных компетенций в сфере экономики и финансов [5]
Проблемы профессионального развития специалистов сферы экономики и финансов [4]

English

Поиск

· RSS 22.08.2017, 04:50

Главная » Статьи » Психология и этика бизнеса

Щербаченко П.С. Корпоративная социальная ответственность в России: социально-психологический аспект

«Корпоративная социальная ответственность» (КСО) самое широкое и наибо­лее универсальное понятие, описывающее социально ответственное поведение компаний.

Одной из особенностей в реализации «корпоративной социальной ответственности» в Российской Федерации является отсутствие единого определения понятия КСО. Проведенный автором анализ различных определений понятий «корпоративная социальная ответственность» был сделан вывод, что единого понимания КСО не существует. Каждый исследователь, каждая корпорация, каждая группа лиц трактуют корпоративную социальную ответственность, по своему, исходя из понимания этого явления, степени развития и средств выделяемых на КСО. Корпоративная социальная ответственность, по мнению автора, представляет собой концепцию, согласно которой корпорация берет на себя обязательства по решению проблем относящиеся  не только к внешней, но и внутренней среде организации, включая социальную, экономическую и экологические сферы. Для дальнейшего изучения данного явления, автором было сформулировано определение  корпоративной социальной ответственности как объекта управления. Корпоративная социальная ответственность представляет собой систему обязательств, добровольно принимаемых на себя корпорацией и реализуемых в интересах общества и его участников [4].

Корпоративная социальная ответственность (КСО) в современном понимание в Российской Федерации имеет не продолжительную историю, однако имеет большое количество сторонников, не только среди крупного и среднего бизнеса, но и среди органов государственной власти, потребителей и других групп заинтересованных сторон (стейкхолдеров).

Заинтересованными сторонами корпорации выступают: потребители, поставщики, государство, местное сообщество, деловые партнеры, конкуренты, СМИ, НКО и т.д.  Механизм взаимодействия со стейкхолдерами включает два элемента «требования стейкхолдера по отношению к корпорации» и «ожидания корпорации по отношению стейкхолдера». Данный механизм можно представить следующим образом, рисунок 1.

Рисунок 1 - Механизм взаимодействия с заинтересованными сторонами (стейкхолдерами)

Результатом данного взаимодействия с заинтересованными сторонами является итоговое формирование внутри компании социальной ответственности, включая детальную проработку корпоративных социальных программ.

Для осуществления корпоративной социальной отвественности через реализацию корпоративных реализацию социальных программ у корпораций существует большое колличество инструментов, представленных на       рисунке 2.

Социально – психологический аспект корпоративной социальной отвественности проявляется через социально-отвественное потребление товаров или услуг и готовность «голосовать своими деньгами» при покупке благ.

Сегодня все больше количество граждан готовы покупать товары или услуги компаний, придерживающихся концепции устойчивого развития, а так же поддерживающих ответственное потребление различных благ.  

Сегодня становиться особо актуальна концепция умеренного потребления и ответственность за свое поведение перед собой и обществом в данный момент.

Например, Директор по маркетингу HEINEKEN Russia Богуслав Бишоп отмечает: «Наша политика в области употребления алкоголя основывается на чувстве личной ответственности. Мы хотим производить, продвигать на рынок и продавать пиво, оказывая положительное воздействие на общество. И поэтому уделяем большое внимание вопросу умеренного потребления. Традиционные послания обычно носят более назидательный характер. А мы стремимся вдохновлять наших потребителей на умеренное потребление. Уверен, что креативное обращение принесет гораздо больше пользы и станет действительно хорошим стимулом для саморегулирования» [5].

Компания «Балтика» и Carlsberg Group, в целом, стремиться внести положительный вклад в решение проблем, связанных со злоупотреблением алкоголя, и предпринимаем действия по следующим направлениям [3]:

  • предотвращение употребления алкоголя несовершеннолетними;
  • противодействие управлению автомобилем в нетрезвом состоянии;
  • взаимодействие с предприятиями розничной торговли по сокращению злоупотребления алкоголем;
  • полное и достоверное информирование потребителей о производимых компанией брендах и ответственный подход в разработке продукции;
  • расширение кодексов маркетинговой практики.

Рис. 2 – Инструменты  реализации социальных программ [2]

Осенью 2012 года Carlsberg Group вместе с другими мировыми производителями пива, вина и крепких алкогольных напитков подписали глобальные обязательства о мерах по сокращению злоупотребления алкоголем.

Необходимо отметить результаты американской публичной социологической маркетинговой компании Nielsen Глобального исследования Корпоративной социальной ответственности (The Nielsen Global Survey of Corporate Social Responsibility and Sustainability), которое проводилось с 23 февраля по 13 марта 2015 года. Было опрошено более 30 тысяч потребителей из 60 стран Азиатско-Тихоокеанского региона, Европы, Латинской Америки, Ближнего Востока, Африки и Северной Америки.

В 2015 году – 61% потребителей в России готовы платить больше за продукцию компаний, ответственно относящихся к обществу и окружающей среде, показало глобальное исследование Nielsen.

«На фоне увеличения цен и отказа от покупки продуктов питания, без которых можно обойтись, россияне готовы переплачивать за такое призрачное преимущество, как социальная ответственность. Исследование, однако, выявило, что прямой зависимости между уровнем достатка и готовностью платить больше за бренды с программами устойчивого развития не существует. Например, в среднем в мире среди респондентов с достатком ниже 20 000 $ в год готовность переплачивать наблюдается у 68%, а среди тех, чей доход выше 50 000 $ в год, – на пять процентных пунктов меньше (63%). Специфичная черта российских потребителей – склонность отдавать предпочтение локальным социальным акциям, будь это обеспечение занятости, поддержка местных производителей или благотворительных фондов», – говорит Илона Лепп, коммерческий директор Nielsen в России [1].

Подводя итог необходимо отметить рост социально – ответственного настроенных групп покупателей в Российской Федерации с 38% в 2014 году до 61% в 2015 году. В мире желание платить за заботу о социуме и экологии так же растет 66% в 2015 году (55% в 2014 году). Данные ритейл-аудита подтверждают вклад социальной ответственности в рост продаж: реализация продукции компаний, популяризующих свои программы устойчивого развития. В среднем в мире за 2014 год этот рост продаж составил 4%, в то время как у производителей без социально-отвественных кампаний – менее чем на 1%.

Таким образом, можно сделать вывод о влияние на прибыль компании и ее капитализацию социально–психологических аспектов корпоративной социальной отвественности и необходимости их учета при ее реализации.

 

Библиографический список

  1. Глобальный отчет о корпоративной социальной ответственности [Электронный ресурс] Режим доступа: http://nielsenglobal.co.id/ru/ru/insights/reports/2015/global-corporate-social-responsibility-report-2015.html. Дата обращения: 01.11.2015.
  2. Корпоративная социальная ответственность: учебник / коллектив авторов; под. ред. И.Ю. Беляевой, М.А. Эскиндарова. — М.: КНОРУС, 2015. — 316 с. — (Бакалавриат), стр. 30-31
  3. Ответственное потребление ООО «Пивоваренная компания «Балтика» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://corporate.baltika.ru/m/6279. Дата обращения: 01.11.2015.
  4. Щербаченко П.С. Современные тенденции в реализации корпоративной социальной ответственности в России // Вестник Университета (Государственный университет управления) 2013, № 5, с. 221-225
  5. HEINEKEN выступает за ответственное потребление пива [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.advertology.ru/article101951.htm. Дата обращения: 01.11.2015.
Категория: Психология и этика бизнеса
Просмотров: 294
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz