Экономическая психология в современном мире
Economic psychology in the modern world

  

Каталог статей
Конференции

Направления
Психология предпринимательства в современных социально-экономических условиях [4]
Формирование экономического сознания в условиях глобальных изменений [8]
Психология и этика бизнеса [6]
Психология менеджмента в экономике [3]
Психология потребительского поведения [6]
Психологические особенности отношения к деньгам, доходам и сбережениям [4]
Формирование общекультурных и профессиональных компетенций в сфере экономики и финансов [5]
Проблемы профессионального развития специалистов сферы экономики и финансов [4]

English

Поиск

· RSS 24.04.2024, 04:34

Главная » Статьи » Психология и этика бизнеса

Королёва Е.Ю. Социальная ответственность управляющих организаций при предоставлении жилищно-коммунальных услуг

Многолетнее реформирование ЖКХ в России принесло значительные новшества в работу системы жилищно-коммунального обслуживания населения. До осуществления реформы вопросы содержания жилищного фонда и обеспечения его коммунальными услугами решали созданные при органах местного самоуправления специальные структуры: управления ЖКХ, дирекции единого заказчика (ДЕЗ), жилищно-эксплуатационные конторы (ЖЭК)[1]. В данном случае вопросы предоставления населению жилищно-коммунальных услуг были под контролем муниципального органа исполнительной власти, который всецело отвечал за качество обслуживания. В настоящее время одним из результатов осуществления реформы ЖКХ в России стало формирование рыночных отношений в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг, что вызвало появление таких субъектов рынка, как управляющие организации (или управляющие компании), созданных на коммерческой основе. Следует отметить, что согласно п.2 ст.161 ЖК РФ, управление управляющей организацией является одним из возможных способов осуществления управления многоквартирным домом, наряду с товариществом собственников жилья (ТСЖ) и непосредственным управлением [1].

В силу ряда причин, в том числе из-за отсутствия у населения способности к самоорганизации, недостаточного понимания механизма осуществления жилищно-коммунального обслуживания дома, преобладающую часть жилищного фонда России взяли в управление управляющие организации. В обязанности таких организаций входит заключение договоров на поставку коммунальных ресурсов и техническое обслуживание жилищного фонда. Управляющая организация, в данном случае, выступает в роли посредника в процессе предоставления жилищно-коммунальных услуг населению. Однако в законодательстве окончательно не определен юридический статус управляющей организации во взаимоотношениях с населением, ресурсоснабжающими организациями и обслуживающими организациями. Если управляющая организация выступает как абонент, то она приобретает коммунальные ресурсы для последующего предоставления населению коммунальных услуг. Если управляющая организация выступает как комиссионер, то она также принимает участие в расчетах за предоставленные населению коммунальные услуги и юридически имеет право взимать с населения дополнительную плату за осуществление управления [2]. В настоящее время данный вопрос остается окончательно нерешенным.

Действуя как субъект управления, управляющая организация осуществляет функции организации и координации процесса взаимодействия участников при поставке домохозяйствам жилищно-коммунальных услуг. Здесь необходимо отметить, что данная управляющая организация несет ответственность перед населением за содержание и обслуживание жилищного фонда, и поэтому выполняет социально-значимые функции. Результаты ее деятельности оценивают потребители и общество в целом. Поэтому для повышения эффективности своей работы управляющей организации следует строить свою деятельность на началах социальной ответственности за результаты своей работы перед обществом.

Американские ученые Дж. Донелли, Дж. Гибсон и Дж. Иванцевич выделяют следующие принципы ведения социально-ответственного бизнеса [4]:

Во-первых, социальная ответственность бизнеса выступает как социальное обязательство. В данном случае организация реализует свою социальную ответственность через программы социального развития, включающие в себя мероприятия, определенные пожеланиями общества.

Во-вторых, социальная ответственность выступает как социальная реакция. В данном случае деятельность организации оценивает общество. По замечанию К. Девиса, «фирма не будет социально ответственной, если выполняет минимум, определенный законом; социальная ответственность предполагает большее» [4]. В данном случае ожидания потребителей выступают как необходимый минимум, на который должна реагировать организация в своей деятельности.

В-третьих, социальная ответственность выступает как социальный отзыв. В данном случае организация, выполняющая общественно-значимые функции, направляет свои усилия на решение социальных проблем и таким образом повышают свой авторитет среди потребителей и общества. Социальную ответственность организации соотносят с экономическими целями деятельности.

На первый взгляд, может показаться, что социально-ответственный бизнес, требуя дополнительных затрат, негативным образом отразится на финансовых результатах организации. Но исследователи вопросов реализации субъектами бизнеса корпоративной социальной ответственности утверждают о наличии прямой зависимости между социально-ответственной деятельностью и повышением доходов организации [3]. В данном случае на коммерческий успех оказывает влияние благожелательное отношение потребителей и их лояльность к организации, ведущей социально-ответственный бизнес.

Следует отметить, что управляющая организация, предоставляющая населению жилищно-коммунальные услуги, относится не просто к субъектам бизнеса, а является субъектом, оказывающим социально-значимые услуги. Поэтому такой организации следует строить свою деятельность на принципах социально-ответственного бизнеса.

Однако, говоря о социальной ответственности управляющих организаций, работающих в сегменте жилищно-коммунального обслуживания, необходимо отметить, что данные организации, едва возникнув на рынке, испытывают множество трудностей, связанных с выживанием в конкурентной среде. В условиях наличия систематической задолженности населения по оплате за жилищно-коммунальные услуги многие управляющие организации вынуждены производить расчеты за предоставленные коммунальные ресурсы за счет собственных денежных средств, в связи с чем они нередко работают без прибыли и несут убытки. Поэтому в данной ситуации, в первую очередь, встает вопрос о повышении экономической эффективности работы управляющей организации в рыночной среде. В сфере жилищно-коммунального обслуживания есть множество накопившихся за прежние годы проблем, которые следует теперь решать управляющим организациям. Поэтому на начальных этапах своего существования на рынке жилищно-коммунальных услуг управляющим организациям сложно осуществлять масштабное ведение социально-ответственного бизнеса. Но при этом можно дать несколько рекомендаций по внесению в деятельность управляющей организации отдельных элементов социальной ответственности:

  1. контроль качества предоставляемых коммунальных ресурсов,
  2. юридическая защита интересов потребителей коммунальных услуг перед ресурсоснабжающими организациями,
  3. финансовая помощь потребителям, неспособным оплатить потребленные жилищно-коммунальные услуги,
  4. осуществление в жилых домах энергосберегающих мероприятий,
  5. всесторонний учет пожеланий потребителей при выборе обслуживающей организации (уборка территории, подъездов),
  6. софинансирование капитального ремонта.

Управляющая организация, внедряя в практику своей работы возможные для нее элементы социально-ответственного бизнеса, имеет возможность укрепить свое положение среди подобных конкурирующих компаний за счет получения признания со стороны потребителей ее услуг. При этом управляющая организация будет совершенствовать свою работу с учетом мнения обслуживаемых потребителей.

 

Библиографический список

  1. Жилищный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2004, №188-ФЗ (в ред. 13.07.2015).// "Российская газета". 12.01.2005. №1.
  2. Кондратьева М.Н. Жилищно-коммунальное хозяйство в системе местного самоуправления/ М.Н. Кондратьева.- Ульяновск: УлГТУ. 2008. 287 с.
  3. Корпоративная социальная ответственность: учебник для бакалавров./ Э.М. Коротков, О.Н. Александрова, С.А. Антонов [и др.]; под ред. Э.М. Короткова.- М.: Юрайт,2013. 445с.
  4. James H. Donnelly, JR, James L. Gibson, John M. Ivancevich. Fundamentals of Management (ninth edition).- IRWIN.-1995. 720p.
 

[1] ЖЭК в различных населенных пунктах имел разные названия: жилищно-эксплуатационное управление (ЖЭУ), ремонтно-эксплуатационное управление (РЭУ), ремонтно-эксплуатационное предприятие (РЭП).

Категория: Психология и этика бизнеса
Просмотров: 2346
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz