В настоящее время в экономике возрастает интерес к субъектным и личностным аспектам бизнеса. Личность бизнесмена является объектом большого количества исследований. Одним из аспектов изучения личности бизнесмена является саморазвитие и самосовершенствование личности в бизнесе.
В отечественной психологии проблема саморазвития личности решается в трудах К.А. Абульхановой-Славской, А.Г. Асмолова, А.Н. Леонтьева, А.В. Петровского, С.Л. Рубинштейна, В.В. Столина и др. Обобщая множество определений, В.Г. Маралов заключает, что саморазвитие – это самостоятельное построение человеком собственной личности, приобретение, утверждение и актуализация таких качеств, которых раньше у него не было [6]. М.А. Фризен определяет саморазвитие как сознательную деятельность человека, направленную на более полную реализацию себя как личности [11]. В концепции гуманистической психологии саморазвитие личности описывается в терминах самоактуализации (А. Маслоу). Самоактуализация – стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. Самосовершенствование – это сознательная работа по личностному росту и развитию. В.Г. Маралов обозначает самоутверждение, самосовершенствование, самоактуализацию, самореализацию как формы саморазвития и ступени личностного роста [6].
Рассмотрим благотворительную деятельность как способ саморазвития и самосовершенствования личности бизнесмена.
Процесс самосовершенствования заключается в развитии некоторых способностей, направленных, в том числе, на освоение новых социальных ролей. Для современного бизнесмена такой новой социальной ролью все чаще становится роль благотворителя.
Ключевыми характеристиками благотворительности являются ее бескорыстный и добровольный характер. Основным личностным детерминантом подлинной благотворительности является доброта – «внутренняя потребность сделать так, чтобы другому было хорошо» [5]. Формы благотворительности в современном мире разнообразны [5]. Это меценатство как поощрение и развитие науки, искусства, культуры, спорта, окружающей среды и других сфер жизнедеятельности. Фандрайзинг – это сбор средств для адресной помощи, привлечение пожертвований. Фандрайзинг может проявляться в рамках волонтерства.
С социально-психологической точки зрения благотворительная деятельность может рассматриваться как адаптивный механизм, позволяющий бизнесменам и предпринимателям вписаться в общественную структуру [1]. С точки зрения культурологии благотворительность современных отечественных бизнесменов есть форма реализации личностного потенциала делового человека и способ его приобщения к культурному социуму [1].
На основе биографического анализа мы выявили, что современные бизнесмены-благотворители тратят свои средства на поддержку талантливой молодежи, воспитание лидеров, решение национальных проблем, развитие науки, образования, спорта и др.[4]. Они указывают на то, что посредством благотворительной деятельности они развиваются как личности, духовно растут. «Это, прежде всего, сознание своей ответственности, упорный труд, нацеленность на результат, требовательность к себе, терпение и доброжелательность по отношению к окружающим. Постоянное самосовершенствование, пополнение знаний» – так говорит о благотворительности Тынчтык Конушбаев, кыргызский бизнесмен, президент корпорации «Байтур» [10]. Российский бизнесмен и известный благотворитель А.Б. Усманов: «У нас традиционно благотворительность была продолжением твоей веры, конфессиональной сущности той или иной религии. Поэтому люди, которые этим занимались, не хотели публичности. Во всяком случае, о себе я могу так сказать», «Это вопрос сугубо душевного комфорта и твоей совести. Могу ответить так: живу с чистой совестью и в полной гармонии со своей, пусть и грешной, душой» [7]. Учредитель благотворительного фонда «Виктория» Н.А. Цветков: «То, что происходит во время общения с детьми, даёт очень много каждому из нас. И самое главное – благословение на добрые дела, чувство гордости и самоуважения. Я думаю, что от этого у всех, кто рядом, внутри открывается то глубокое чувство, которое трудно измерить» [12].
Анализ биографий и автобиографий выдающихся бизнесменов-благотворителей показал, что благотворительная деятельность является этапом, в большей или меньшей степени свойственным развитию бизнеса. Благотворительность можно рассматривать и как этап развития личности бизнесмена. Так, известный американский филантроп Э. Карнеги сформулировал концепцию благотворительной деятельности, которую обоснованно можно считать результатом развития его личности, и применял ее к своей деятельности [13]. Основатель благотворительного фонда «Династия» Д.Б. Зимин считает, что в процессе развития бизнеса каждый бизнесмен обязательно приходит к пониманию необходимости участия в благотворительности: «переключение на благотворительность – стандартная жизненная траектория многих, если не большинства бизнесменов везде и всегда» [3]. В.О. Потанин, российский бизнесмен, учредитель благотворительного фонда, присоединившийся к «Клятве дарения», говорит о том, что это решение является плодом глубоких внутренних размышлений.
Новое качество, которое формируется у бизнесменов в процессе самосовершенствования – это социальная ответственность, которая представляет собой интегративное качество личности, определяющее поведение человека на основе осознания и принятия социальных норм и ценностей, способности оценивать последствия и результаты собственных действий [2, 8, 9]. Социально ответственные бизнесмены представлены в ролях благотворителя, мецената, спонсора, попечителя, волонтера, устроителя, благодетеля, кумира, патриота, общественного деятеля.
Библиографический список
1. Агафонова В.В. Благотворительность в культурно-досуговой сфере как средство самореализации личности предпринимателя. – СПб, 1995.
2. Анненкова Н.В., Мужичкова Ю.Е., Камнева Е.В. Психологические компоненты личной социальной ответственности Актуальные проблемы социальной и экономической психологии: методология, теория, практика: Сборник научных статей. - М.: Спутник+, 2014. С. 4- 11.
3. Бурмистров П. Гедонист на службе обществу// «Русский репортер», 2011, №3 (181).
4. Буянова С.М., Коробанова Ж.В. Психологический портрет социально ответственного бизнесмена (на примере биографий известных благотворителей) // Актуальные проблемы социальной и экономической психологии: методология, теория, практика: Сборник научных статей. - М.: Спутник +, 2014. С. 20-32.
5. Ильин Е.П. Психология помощи. Альтруизм, эгоизм, эмпатия. - СПб.: Питер, 2013. - 304 с.
6. Маралов В.Г. Ценность и опасности саморазвития личности // Международный научно-исследовательский журнал. Выпуск № 6-4 (37). 2015. С. 51-53.
7. Мирсияпова Х. Алишер Усманов «У меня нет наследников». ForbesLife: Благотворительность. 30.08.2013 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.forbes.ru/forbeslife/blagotvoritelnost/244064-alisher-usmanov-u-menya-net-naslednikov Дата обращения: 10.11. 2015 г.
8. Полевая М.В. Социальная ответственность и прокрастинаяция личности. // Роль прокрастинации в процессе самоопределения молодежи сборник научных статей. Саратов, 2015. С. 40-43.
9. Психология социальной ответственности молодых российских менеджеров и предпринимателей в условиях инновационной экономики. Анненкова Н.В., Буянова С.М., Гагарина М.А., Камнева Е.В., Коробанова Ж.В., Крылов А.Ю., Лебедев А.Н., Мужичкова Ю.Е., Полевая М.В. Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации. – Москва, 2015. 147 с.
10. Тынчтык Конушбаев: «Благотворительность стала моим жизненным правилом»: Интервью. Сайт Новые лица [Электронный ресурс] Режим доступа: http://nlkg.kg/ Дата обращения: 10.11. 2015 г.
11. Фризен М.А. Психологическая сущность и детерминанты саморазвития личности // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. Выпуск № 2. 2011. С. 24-33.
12. Юбилейный Отчёт о деятельности Благотворительного детского фонда «Виктория», 2004-2014 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://victoriacf.ru/wp-content/uploads/2012/10/otchet-sait.pdf Дата обращения: 10.11. 2015 г.
13. Carnegie A. Wealth. North American Review, 1889.
|