Экономическая психология в современном мире
Economic psychology in the modern world

  

Каталог статей
Конференции

Направления
Психология предпринимательства в современных социально-экономических условиях [4]
Формирование экономического сознания в условиях глобальных изменений [8]
Психология и этика бизнеса [6]
Психология менеджмента в экономике [3]
Психология потребительского поведения [6]
Психологические особенности отношения к деньгам, доходам и сбережениям [4]
Формирование общекультурных и профессиональных компетенций в сфере экономики и финансов [5]
Проблемы профессионального развития специалистов сферы экономики и финансов [4]

English

Поиск

· RSS 26.04.2024, 21:42

Главная » Статьи » Психологические особенности отношения к деньгам, доходам и сбережениям

Бадмаева С.В., Рыкалина О.В., Шарова И.В. Особенности когнитивного компонента экономической культуры учащейся молодежи

Актуальность обращения к данной теме обусловлена несколькими причинами. Прежде всего, она вытекает из необходимости решения задач, которые ставят перед обществом процессы социально-экономической трансформации. Появляющиеся сейчас программы экономического развития современной молодежи выдвигают перед специалистами необходимость разработки теоретических и методологических основ успешного формирования экономической культуры учащейся молодежи. Еще одним моментом, обуславливающим актуальность данной темы, является ее недостаточная научная разработанность, как в теоретическом, так и в конкретно-эмпирическом плане. Перенос зарубежного опыта экономико-психологических исследований на отечественную почву, будучи продуктивным в методическом плане, имеет целый ряд социокультурных, исторических и теоретических ограничений.

Хотелось бы отметить, что под «учащейся молодежью», авторы выделяют особую социально-возрастную группу, отличающуюся возрастными рамками и своим статусом в обществе. Молодежь рассматривается как совокупность молодых людей, которым общество предоставляет возможность социального становления, обеспечивая их льготами, но ограничивая в возможности активного участия в определенных сферах жизни социума. [2]

Основаниями для выделения молодежи в отдельную группу стали: возраст, статус, ролевые функции. В Древнем Китае молодежь составляли лица до 20 лет, Пифагор же определял молодость в рамках от 20 до 40 лет, называя это «Лето жизни». Как правило, низшая возрастная граница молодежи - 14 или 15 лет, средняя - 16 или 24, высшая - 25 или 35 лет. На международном симпозиуме, проведённом в 1965 году в Москве, было дано определение юношеского возраста: 17 - 21 год для юношей и 16 - 20 лет для девушек.

Однако современные ученые считают, что границы весьма условны и примерно молодёжь можно определить в возрасте от 13 до 30 лет. Весь этот интервал можно поделить на 3 возрастных периода:

  1. подростки от 13 до 17 лет
  2. молодежь в возрасте от 18 до 23 лет
  3. молодые взрослые от 24 до 30 лет.

В данном исследовании, проводимом для реализации проекта по разработке сценария деловой обучающей игры для формирования основ потребительских знаний в области финансов у учащейся молодежи г. Москвы принимала участие молодежь от 13-18 лет (учащиеся 7-11классов школы и студенты 1-2 курсов вуза г. Москвы).

В настоящее время в отечественной психологии и педагогике отсутствует целостный личностно-психологический подход к изучению процесса вхождения учащейся молодежи в экономический мир взрослых и фиксируется еще неполная готовность учащейся молодежи жить в современной меняющейся социально-экономической ситуации.

Одни тяготеют к традиционной культуре, обусловливающей развитие экономического инфантилизма, другие неверно оценивают свободу рыночных отношений, повышенную реальность проявления индивидуализма. Не исключены девиации поведения, такие как криминал, уход от действительности и т. д. [3]

Изучение экономической культуры учащейся молодежи обусловлено необходимостью выявить понимание молодежи от 13 до 18 лет сути экономических процессов, что позволило бы активизировать экономический опыт и обеспечить раннюю ориентацию в системе новых экономических, финансовых отношений в обществе.

Экономическая социализация в период обучения в старших классах школы и начальных курсах вуза направлена на развитие когнитивной структуры представлений о социально-экономических феноменах, и должна рассматриваться как процесс освоения молодежью экономической культуры и реализации норм и навыков экономического поведения в общем. [4]

Экономическая культура в включает в себя: культуру экономического мышления (основы потребительских знаний в области финансов; знания закономерностей в области финансов и экономики и т.д.); поведенческую культуру (умения и навыки принятия решений в области финансов, вступление  в экономические отношения с другими людьми и финансовыми институтами;  уровень экономического поведения (потребительское поведение, дистрибутивное поведение и т.д.); культуру чувств (наличие  способности регуляции и саморегуляции деструктивных эмоций и чувств,  умение управлять своими эмоциями и чувствами при совершении экономических (финансовых) действий, прагматичность при совершении экономических и финансовых операций и т.д.). [1]

Актуальность проблемы изучения уровня знаний и степени компетентности в области финансов у учащейся молодежи г. Москвы обусловлена:

  • потребностью в осмыслении существующего в культуре современных подростков 7-11 классов и студентов 1-2 курсов вуза г. Москвы отношения к финансам;
  • отсутствием четко обоснованных подходов к выявлению (идентификации) уровня потребительских знаний в области финансов у подростков 7-11 классов и студентов 1-2 курсов вуза г. Москвы;
  • необходимостью в знаниях о стратегиях потребительского поведения современной российской молодежи подросткового возраста, как крупной социальной общности, для осуществления эффективной педагогической деятельности в области формирования финансовой грамотности у современных школьников.

Проблемность ситуации заключается в комплексе взаимосвязанных социальных противоречий, сформировавшихся и на российском потребительском рынке, и в обществе в целом. Прежде всего, это противоречие между стремлением современной учащейся молодежи к завышенным, по отношению к реальному материальному положению, стандартам потребления, т.е. растущими потребностями в условиях постоянно расширяющегося потребительского рынка - с одной стороны, и отсутствием возможностей их удовлетворения вследствие низкого уровня жизни значительной части учащейся молодежи - с другой стороны.

Вышесказанное позволило определиться с гипотезой количественного исследования, которая заключалась в том, что уровень знаний в области личных финансов у современной учащейся молодежи, степень их компетентности при обращении с финансами недостаточно высок и требует психолого-педагогического сопровождения в формировании данных знаний и умений в учебно-воспитательном процессе с использованием игровой методики.

Цель количественного исследования: определение уровня когнитивного компонента экономической культуры в области потребительских знаний целевой аудитории - учащейся молодежи г. Москвы по отношению к личным финансам, механизма формирования семейного и личного бюджета, степени их компетенций при обращении с личными финансами и финансовыми структурами.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи: разработка анкеты для определения уровня знаний и степени компетентности учащейся молодежи в области личных финансов; выделение групп по уровню знаний и степени компетентности учащейся молодежи г. Москвы в области личных финансов; обработка и анализ количественных результатов исследования; подведение итогов количественного исследования.

Использование данных результатов позволило исследовательской группе разработать концепцию деловой обучающей игры по основам потребительских знаний в области учащейся молодежи г. Москвы, и определить уровень сложности задач и информации, входящих в содержание, условия и правила игры.

При подведении результатов исследования сделаны следующие выводы:

  • Несмотря на то, что 80% респондентов написали, что они умеют управлять собственными финансами, дальнейшие опросы показали, что участники опроса не в состоянии этого делать, так как есть практически полное непонимание доходов, в том числе в семье. Реальная оценка ситуации присутствует у 33% респондентов.
  • С точки зрения доходов, выявилась огромная потребность у подростков в том, чтобы финансы присутствовали в неограниченном количестве, т.е. полностью отпадала ситуация необходимости ими управлять.
  • Выявилось массовое непонимание расходной и доходной части. 65% считают, что накопления надо делать «когда появятся в руках деньги», т.е. вообще не учитывают расходную часть.
  • 82% участников опросов считают, что обучение управлением личными финансами должно идти из семьи.

Авторы статьи, как исследователи и разработчики концепции деловой обучающей игры по основам потребительских знаний в области финансов у учащейся молодежи, полностью разделяют данное мнение, но, к сожалению, в России на сегодняшний день управление семейными и личными финансами осуществляется на достаточно низком уровне. 

 

Библиографический список

  1. Ариели Д. Поведенческая экономика - М., Манн, Иванов и Фербер, 2013.
  2. Бадмаева С.В. Роль социально-психологических дисциплин в формировании экономического сознания студентов – Психологические барьеры социально-экономических изменений в российском обществе: материалы международная научная интернет-конференции, 11-12 ноября 2013г. – Тула: ТулГУ, 2013.
  3. Белянин А.В. Доверие в экономике и общественной жизни. - М.: Фонд "Либеральная миссия", 2010.
  4. Силласте Г.Г. Экономическая социология. Учебное пособие – М., Альфа-М, ИНФРА-М, 2012.
Категория: Психологические особенности отношения к деньгам, доходам и сбережениям
Просмотров: 1947
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz