Экономическая психология в современном мире
Economic psychology in the modern world

  

Каталог статей
Конференции

Направления
Психология предпринимательства в современных социально-экономических условиях [4]
Формирование экономического сознания в условиях глобальных изменений [8]
Психология и этика бизнеса [6]
Психология менеджмента в экономике [3]
Психология потребительского поведения [6]
Психологические особенности отношения к деньгам, доходам и сбережениям [4]
Формирование общекультурных и профессиональных компетенций в сфере экономики и финансов [5]
Проблемы профессионального развития специалистов сферы экономики и финансов [4]

English

Поиск

· RSS 23.06.2017, 18:37

Главная » Статьи » Формирование экономического сознания в условиях глобальных изменений

Пацакула И.И., Пацакула К.Н. Психологический анализ представлений современной молодежи о трудоустройстве

Работа определяет во многом дальнейший жизненный путь личности: дает уверенность в будущем, предполагает развитие способностей человека, продвижение по карьерной лестнице и, в том числе, психологическое здоровье человека. По данным Росстата, в ноябре 2014 года численность безработных в России выросла на 1,7% до 3,937 млн. Это составляет 5,2% экономически активного населения. Если сравнивать с ноябрем 2013 года, то численность безработных оказалась ниже на 175 000 человек, или на 4,3% [1]. Таким образом, уровень безработицы в этом году оказался едва ли не самым низким за всю новейшую историю России. В связи с этим, проблема трудоустройства современной молодежи в настоящее время приобретает все большую актуальность.

Проблемы трудоустройства современных выпускников ВУЗа можно рассматривать в двух аспектах. Первый аспект рассмотрения связан с проблемами субъективного характера, которые определяются личностными особенностями человека, отсутствием опыта работы в какой либо сфере деятельности, завышенными требованиями, его представлениями о возможной и желаемой работе и т.д. Второй аспект рассмотрения лежит в плоскости объективных обстоятельств, возникающих в силу сложившейся ситуации. Например, нежелание работодателя брать на работу вчерашних студентов, отсутствие вакансий по специальности.

В этой связи мы предприняли проведение опроса на одной и той же выборке в апреле и сентябре 2015 года. Всего в  опросе приняли участие 70 человек выпускников финансового ВУЗа 2015 года: 16 юношей и 54 девушки. Целью проведенного исследования стало выявление представлений выпускников финансового вуза о проблеме трудоустройства. В качестве основного метода сбора информации выступило анкетирование. Анализ полученных результатов позволил выявить сходство и различие в ответах опрошенных, в ситуациях, когда респонденты находились в еще в роли студента выпускного курса и затем в ситуации, когда они оказались уже дипломированными специалистами и включились в активный поиск работы.

Полученные нами результаты свидетельствуют о следующем. Большинство опрошенных студентов и дипломированных специалистов при ответе на вопрос: «Какие факторы влияют на решение выпускника при выборе места работы?» отмечают такой ответ, как «уровень заработанной платы» (74% и 54% соответственно). На вопрос «Согласитесь ли вы работать по специальности, если работодатель предложит временное вакантное место с заработанной платой в 15 000 рублей?» были получены следующие результаты. Согласились бы работать по специальности лишь 42% студентов выпускного курса, 31% опрошенных отказались бы работать из-за низкого уровня заработанной платы, и 27% респондентов затруднились ответить. При этом, в группе молодых дипломированных специалистов согласились бы работать по специальности уже 54% опрошенных, 23% респондентов отказались бы работать из-за низкого уровня заработанной платы, и столько же - 23% - затруднились ответить.

Из всех опрошенных 89% выпускников уверены, что ВУЗ должен помогать будущим специалистам с поиском работы и считают необходимой такую помощь, как: рекомендации кандидатур потенциальным работодателям, предоставление возможности личного общения с работодателями, предоставление данных об имеющихся вакансиях. Из опрошенных уже молодых дипломированных специалистов 69% уверены, что вуз должен помогать будущим специалистам с поиском работы и считают необходимой такую помощь, но 31% респондентов этой группы так не считают.

Из всех опрошенных 87% выпускников и 92% дипломированных специалистов считают, что вузам необходимо внедрить в процесс обучения ежегодные практики с фактической работой у работодателя.

Для того, чтобы найти работу, лишь 3% выпускников и 5% опрошенных дипломированных специалистов обращались за помощью в деканат или на кафедры, т.е. самым не популярным источником, как, выяснилось, оказался вуз. Самым популярным источником предоставления информации об имеющихся вакансиях 47% студентов и 62% дипломированных специалистов считают Интернет.

Среди опрошенных выпускников 24% используют личные связи и знакомства для поиска работы, 10% обращаются за помощью к родителям, далее идут другие средства массовой информации такие, как телевидение, газеты и радио (9%). Службы занятости и кадровые агентства, к сожалению, тоже не востребованы выпускниками в данном вопросе: лишь 8% респондентов обратилось к ним за помощью.

Из группы опрошенных дипломированных специалистов 38% используют личные связи и знакомства для поиска работы, 46% обратились за помощью к родителям, далее идут другие средства массовой информации такие, как телевидение, газеты и радио (15%). Службы занятости и кадровые агентства, к сожалению, тоже не востребованы ими: ни один не обратился  за консультацией по вопросам трудоустройства.

Таким образом, проведенное анкетирование позволяет нам сделать следующие выводы. Происходит смещения локуса ответственности за поиск работы на ВУЗ. Кто-то должен представить работу студенту, желательно прийти работодателю и побеседовать с кандидатом. При этом, наблюдается противоречие следующего порядка. С одной стороны, студенты хотят, чтобы университет помогал с трудоустройством выпускникам, но в тоже время за этой помощью обратилось не выше 5% опрошенных. Можно констатировать, что после поисков работы среди опрошенных увеличилось количество тех, кто обратился бы за помощью к родителям и их связям по вопросу трудоустройства. Так же увеличилось и число тех, кто хотел бы  найти работу с возможностью самореализации и перспективами личностного роста.

Опрос показал, что современная молодежь в большей степени стрессоустойчива, когда находится в роли студента. В ситуации поиска рабочего места, тревожность увеличивается и возрастает количество тех, кто психологически не готов к собеседованию перед работодателем [2]. При этом, консультации психологического характера как услугу, которую мог бы оказать ВУЗ студенту при поиске работы, в анкете не отметил ни один из опрошенных. 

Важный момент можно отметить, который представлен при анализе ответов респондентов. А именно, необходимо изменять ориентиры выпускников в оценке собственных возможностей и возможностей других в поиске работы, смещая его в интернальный локус ответственности. Выпускнику необходимо понимать, что только собственный труд, самоотдача, устойчивость к стрессовым ситуациям и к конкурентной борьбе в дальнейшем, приведет к возможности карьерного роста и успеху среди профессионального сообщества.

 

Библиографический список

  1. Горелова Е., Авшалумова Р., Малыхин М. Рынок труда 2015 г.: три подушки безопасности //Ведомости  № 3746 от 26.12.2014. Электронный ресурс: Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/management/articles/2014/12/26/rynok-truda-2015-g-tri-podushki-bezopasnosti

Пацакула И.И., Зайчикова И.В., Гудовская О.С. Измерения временной перспективы молодого поколения в ситуации изменения культурно-исторической среды // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6; URL: www.science-education.ru/120-15678 (дата обращения: 12.11.2015).

Категория: Формирование экономического сознания в условиях глобальных изменений
Просмотров: 201
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz