Экономическая психология в современном мире
Economic psychology in the modern world

  

Каталог статей
Конференции

Направления
Психология предпринимательства в современных социально-экономических условиях [4]
Формирование экономического сознания в условиях глобальных изменений [8]
Психология и этика бизнеса [6]
Психология менеджмента в экономике [3]
Психология потребительского поведения [6]
Психологические особенности отношения к деньгам, доходам и сбережениям [4]
Формирование общекультурных и профессиональных компетенций в сфере экономики и финансов [5]
Проблемы профессионального развития специалистов сферы экономики и финансов [4]

English

Поиск

· RSS 21.09.2017, 06:11

Главная » Статьи » Формирование экономического сознания в условиях глобальных изменений

Лебедев А.Н., Гордякова О.В. Взаимосвязь оценок различных экономических систем с религиозным мировоззрением молодых экономистов

В связи с практической актуальностью вопросов политической активности людей различной национальности и с различными религиозными убеждениями возрастает актуальность научного изучения влияния религиозного мировоззрения на представления об эффективных и неэффективных экономических системах. Особенную актуальность данная проблема приобретает в условиях доступности и бесконтрольности многих средств массовой информации и коммуникации, и прежде всего, Интернета, что способствует явлению, которое многие исследователи (культурологи, психологи, философы, социологи и др.) называют «мозаичной культурой» (Моль А.А., 1973).

В настоящее время вопросы экономического, политического и религиозного сознания сплетаются в единый комплекс эклектичных и бессистемных представлений, в рамках которых легко формируется образ мира с противоречиями, которые могут быть устранены только радикальными мерами. Этот образ мира молодые люди стремятся привести в соответствие с собственными и весьма поверхностными взглядами на механизмы и перспективы общественного развития. В таких ситуациях возникает опасность выбора деструктивных форм поведения и тенденция к экстремизму.

В настоящее время психологические механизмы формирования мировоззрения личности молодого человека в рамках «мозаичной культуры» сложны для анализа. В исследованиях проблемы возникают не только в силу огромного количества трудно контролируемых факторов, но также из-за непонимания природы неадекватности мышления современных людей и иррациональности принятия ими важных жизненных решений на уровне теории (Kahneman D., 2011).

В современной мозаичной культуре формируется мировоззрение, в рамках которого часто своеобразно и эклектично пересекаются религиозные убеждения, основанные на моральных установках поведения, экономические взгляды, формирующие стремление к наживе, политические установки на способы достижения неких «высших» целей любыми средствами и пр. Причем в рамках индивидуального сознания современного молодого человека данные противоречия никоим образом не влияют на устойчивую картину мира, так как загадочная «нечувствительность к противоречиям» является свойством современного мышления, формирующегося под воздействием случайной информации (Хакен Г., 2003). В связи с этим проблема  взаимосвязи оценок различных экономических систем с различным религиозным мировоззрением молодых людей является, по нашему мнению, весьма актуальной (Лебедев А.Н., Гордякова О.В., 2015).

На данном этапе в исследовании приняли участие 98 студентов экономических факультетов ряда вузов г. Москвы в возрасте 21-25 лет. Испытуемых просили заполнить лист регистрации, где они указывали место проживания, гражданство, национальность и вероисповедание. После этого им было предложено оценить «идеальную» с их точки зрения экономическую систему, а также рыночную экономику современной России, США и плановую экономику СССР по шкалам семантического дифференциала (жестокая-добрая, ненадежная-надежная, несправедливая-справедливая, разрушающая-созидающая, запрещающая-разрешающая, бесперспективная-перспективная, пугающая-защищающая, нерациональная-рациональная). В результате был построен график оценок экономических систем современной России, США и плановой экономики СССР (см. рис. 1).

Как видно из графика на рис.1 плановая экономика СССР оценивается респондентами хуже, чем рыночные экономики современной России и США. Она оценивается, как «жестокая», «запрещающая», «нетворческая», «жесткая» и «бесчеловечная». В свою очередь рыночные экономики современной России и США оказываются более «творческими», «гибкими», «гуманными», «защищающими», «перспективными» и «развивающимися». Наиболее близкими к оценкам «идеальной» экономической системы оказались рыночные экономики современной России и США по шкале «разрешающая». Однако по шкале «ненадежная – надежная» плановая экономика СССР оценивается как наиболее «надежная» по сравнению с другими. По оценкам испытуемых рыночная экономика современной России оказывается менее «справедливой» и менее «надежной» по сравнению с экономиками США и СССР.

На следующем этапе исследования испытуемые были разделены на группы по признаку вероисповедания, которые распределились следующим образом:

  • Ислам – 17,3 %
  • Православие – 43,9%
  • Атеизм – 8,2%
  • Буддизм – 3%
  • Не указали вероисповедания – 27,6%

Были проанализированы различия в оценках различных экономических систем людьми разных вероисповеданий.

Как видно на рис. 2, график распределения оценок респондентами рыночной экономики современной России практически идентичен. Оценки респондентов, исповедующих ислам, по всем шкалам являются положительными и они выше оценок испытуемых других вероисповеданий. А по шкале «разрешающая» она даже выше «идеальных» оценок.По результатам оценок рыночной экономики США было показано, что респонденты, исповедующие буддизм, оценивают ее «ненадежную», но «гуманную» и «добрую», причем эти оценки выше, чем оценки «идеальной» экономической системы по данной шкале. Оценки респондентов, исповедующих ислам, оказываются самыми высокими по шкалам «надежная», «разрешающая» и «защищающая». В целом экономика США оценивается респондентами разных вероисповеданий, а также атеистами положительно.
Анализ оценок плановой экономики СССР показал, что респонденты различных вероисповеданий оценивают ее по-разному. Так, например, респонденты, исповедующие ислам, и те, кто не указал никакого вероисповедания, оценивают ее как «справедливую» и «перспективную», а атеисты, буддисты и православные как «несправедливую» и «бесперспективную». Атеисты оценивают ее как «нерациональную», а все остальные как «рациональную». Все респонденты оценивают ее как «надежную», «запрещающую» и «жесткую».

Весьма актуальным также является вопрос о взаимосвязи патриотических чувств молодых граждан с их экономическими взглядами, в соответствии с которыми ими оценивается эффективность той или иной экономической системы. Поскольку ряд исследователей полагает, что чувства патриотизма и национальной гордости во многом связаны с понятием социальной идентичности, способствующей возникновению тенденции к «ингрупповому фаворитизму» (Taifel H., Turner J., 1986) и психологически близки религиозному сознанию, то результаты изучения данного явления, по-видимому, смогли бы приблизить нас к пониманию целого ряда важных закономерностей психологии формирования личности современного молодого человека с высшим экономическим образованием. Данная проблема изучается нами в рамках госзадания ФАНО РФ 94.1.№1/2015.

По результатам оценок различных экономических систем был проведен корреляционный анализ, который показал их высокую статистически значимую связь с уровнем патриотизма респондентов (см. таблица 1).

Таблица 1.

Коэффициенты корреляции Спирмена между оценками различных экономических систем и уровнем патриотизма респондентов

 

 

Рыночная экономика современной России

Рыночная экономика США

Плановая экономика СССР

Рыночная экономика США

-0,036

 

 

Плановая экономика СССР

0,175*

0,012

 

Уровень патриотизма

0,357**

0,181**

0,761**

* p<0,05; ** p<0,01

Как видно из таблицы 2, уровень патриотизма респондентов положительно коррелирует с оценками всех экономических систем.

Выводы:

  1. Плановая экономика СССР оценивается респондентами хуже, чем рыночная экономика современной России и США. По методике семантического дифференциала ей даются такие оценки, как «жестокая», «запрещающая», «нетворческая» и «бесчеловечная». Рыночная экономика современной России и США оцениваются как «творческая», «гибкая», «гуманная», «развивающая» и пр.
  2. При проведении фокус-групповых исследований респонденты игнорируют или отрицают аргументы модератора о том, что рыночная экономика создает огромную разницу между богатыми и бедными, создает кризисы перепроизводства и др. Игнорируется или отрицается также аргумент модератора о социальной направленности плановой экономики СССР, способствующей возникновению «чувства защищенности» граждан и «чувства уверенности в завтрашнем дне».
  3. Респонденты, исповедующие ислам, и те, кто не указал никакого вероисповедания, оценивают экономику СССР, как «справедливую» и «перспективную», а атеисты, буддисты и православные как «несправедливую» и «бесперспективную». Атеисты также оценивают ее как «нерациональную», а все остальные как «рациональную». Все респонденты оценивают ее как «надежную», «запрещающую» и «жесткую». 
  4. Уровень патриотизма респондентов в исследовании положительно коррелирует с оценками всех экономических систем на уровнях значимости Р<0,05 и Р<0,01. Это может свидетельствовать о разных субъективных критериях оценок респондентов и нуждается в дальнейшем эмпирическом изучении на более репрезентативных выборках.

 

Библиографический список

  1. Лебедев А.Н. Гордякова О.В. Взаимосвязь отношения к СССР с чувством патриотизма российских граждан // Актуальные проблемы социальной и экономической психологии: методология, теория, практика: Сборник научных статей. Выпуск третий. - М.: Издательство "Спутник+", 2015. С.54-57.
  2. Моль А.А. Социодинамика культуры. – М.: Прогресс, 1973.
  3. Хакен Г. Тайны природы. Синергетика: учение о взаимодействии. — Ижевск: ИКИ, 2003.
  4. Kahneman D. Thinking, Fast and Slow. Random House Audio. 2011.
  5. Taifel H., Turner J.C. The Social Identity Theory of Intergroup Behavior // Worchel S., Austin W.G. (eds.). Psychology of Intergroup Relations.  Publisher: Nelson-Hall Publishers, 1986, P. 7–24.
Категория: Формирование экономического сознания в условиях глобальных изменений
Просмотров: 177
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz