Экономическая психология в современном мире
Economic psychology in the modern world

  

Каталог статей
Конференции

Направления
Психология предпринимательства в современных социально-экономических условиях [4]
Формирование экономического сознания в условиях глобальных изменений [8]
Психология и этика бизнеса [6]
Психология менеджмента в экономике [3]
Психология потребительского поведения [6]
Психологические особенности отношения к деньгам, доходам и сбережениям [4]
Формирование общекультурных и профессиональных компетенций в сфере экономики и финансов [5]
Проблемы профессионального развития специалистов сферы экономики и финансов [4]

English

Поиск

· RSS 26.04.2024, 10:20

Главная » Статьи » Формирование экономического сознания в условиях глобальных изменений

Голубева Е.В. Поведенческий компонент экономического сознания младших школьников из малообеспеченных семей

Экономическое сознание – это результат процесса экономической социализации личности, который начинается еще в детстве. Подготовка к процессу экономической социализации начинается еще в дошкольном возрасте, а наиболее сензитивным к формированию базисных элементов экономической культуры является младший школьный возраст благодаря таким его психологическим новообразованиям, как: расширение интеллектуальных возможностей, возрастание устойчивости мотивационной сферы, развитие навыков общественного поведения [3].

В младшем школьном возрасте формируются основные экономические представления, начинает устанавливаться иерархия духовных и нравственных ценностей, приобретается первый опыт расходования и распределения материальных средств [2]. В этом процессе большую роль играет семья, т.к. экономическая социализация ребенка осуществляется через влияние родителей.

Малообеспеченность семьи может повлиять на формирование экономического сознания ребенка как отрицательно, так и положительно. Если в малообеспеченной семье родители постоянно заняты, рассматривают материальные трудности как неизбежные, не могут удовлетворить материальные потребности ребенка, то у него может формироваться искажение в оценках экономических явлений. Если же родителям удается сохранить собственный авторитет в глазах ребенка, привлекать его к совместному труду, прививать духовные, а не материальные ценности, то у детей может формироваться самостоятельность, ориентация на сотрудничество и др. [1].

Поведенческий компонент экономического сознания младших школьников характеризуется тем, какую из моделей поведения они выбирают при необходимости распределять материальные средства.

В качестве гипотезы нашего исследования выступает предположение о том, что дети из малообеспеченных семей чаще выбирают модель «реципрокного» человека, чем дети из среднеобеспеченных семей.

В нашем исследовании приняли участие 53 младших школьника, учащихся 2-4 классов средней школы № 29 г. Таганрога и Вареновской средней школы.

Для исследования поведенческого компонента экономического сознания использовался эксперимент «Игра в ультиматум», разработанный В. Гутом, Р. Шмиттбергером, Б. Шварцем.

Игра предполагает практическое взаимодействие с экономическими объектами – деньгами (для детей используются жетоны, которые можно обменять на сладости) по их распределению между собой и «секретным» партнером. Ведущий игрок определяет доли, которые он оставляет себе и которую предлагает партнеру. Но если партнер не согласится с таким дележом, то никто из них денег не получит. Результатом игры становится определение «модели» экономического поведения. Модель «экономического человека» предполагает, что игрок оставляет себе сумму, превышающую 50% от исходной, т.е. стремится увеличить свою прибыль в ущерб интересов партнера. Модель «реципрокного человека» характеризуется тем, что игрок оставляет себе сумму в 50% или менее, учитывая интересы партнера по игре.

Для выявления социально-экономического статуса семьи были проведены беседы с социальными педагогами школ, в которых учатся дети. По итогам беседы были сформированы две выборки младших школьников – из малообеспеченных и среднеобеспеченных семей.

В группу детей из малообеспеченных семей вошли 27 человек (51%), а в группу детей из среднеобеспеченных семей – 26 человек (49%). Дети из малообеспеченных семей воспитываются в семьях, в которых доход на каждого члена семьи меньше прожиточного минимума, установленного в данном регионе. В Ростовской области на первый квартал 2015 г. прожиточный минимум составлял 8483 р. для трудоспособного населения. Малообеспеченные семьи оформляют соответствующие документы в Управлении социальной защиты населения и предоставляют их в учебное заведение.

Малообеспеченная семья отличается от среднеобеспеченной не только уровнем дохода, но и уровнем жизни в целом (питание, бытовой комфорт, возможности организации досуга и др.).

Данные сведения стали основой для проведения беседы с социальным педагогом школы по определению социально-экономического положения семьи, в которой воспитывается ребенок.

Отразим полученные данные на рисунке 1.

В группе детей из малообеспеченных семей 3,7% выбирают модель «Экономического человека», а 96,3% выбирают модель «Реципрокного человека». В группе детей из семей со средним достатком 19,2% выбирают модель «Экономического человека», а 80,8% выбирают модель «Реципрокного человека». Модель «Экономического человека» означает, что поведение ориентировано на увеличение собственной прибыли, а модель «реципрокного человека» означает, что поведение ориентировано на сотрудничество с партнером, учет его интересов.

Между подгруппами детей есть статистически значимые различия (φэмп.=1,9 при р<0,05), при этом группа детей из малообеспеченных семей по частоте выбора модели «реципрокного человека» превосходит группу детей из среднеобеспеченных семей.

Дети из малообеспеченных семей чаще выбирают модель поведения «реципрокного человека», т.к. они ориентируются на взаимность, равное распределение имеющихся ресурсов. Это может быть вызвано тем, что в малообеспеченной семье ее членам приходится учитывать потребности всей семьи, делиться, чутко подходить к нуждам других.

Наше исследование показало, что дети из малообеспеченных семей имеют некоторое преимущество в поведенческом компоненте экономического сознания по сравнению с детьми из среднеобеспеченных семей. Однако это возможно только в том случае, если малообеспеченность семьи адекватно воспринимается родителями и грамотно используется в воспитании ребенка.

Практическая значимость нашей работы заключается в том, что на ее основе могут быть выработаны рекомендации по психологическому сопровождению малообеспеченных семей в контексте экономического воспитания ребенка.

 

Библиографический список

1. Вершинин В. Малообеспеченная семья: тайны семейной дидактики // Народное образование. 2002. № 6. С. 170-174.

2. Голубева Е.В., Истратова О.Н. Возрастные закономерности формирования экономического сознания у детей и подростков // Известия Южного федерального университета. – № 10, 2013. С.184-194.

3. Голубева Е.В. Факторы экономической социализации младшего школьника // Актуальные вопросы современной психологии и педагогики: Сборник докладов международной научной заочной конференции. – Липецк: Де-факто, 2010. С. 187-190.

Категория: Формирование экономического сознания в условиях глобальных изменений
Просмотров: 1815
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz