Экономическая психология в современном мире
Economic psychology in the modern world

  

Каталог статей
Конференции

Направления
Психология предпринимательства в современных социально-экономических условиях [4]
Формирование экономического сознания в условиях глобальных изменений [8]
Психология и этика бизнеса [6]
Психология менеджмента в экономике [3]
Психология потребительского поведения [6]
Психологические особенности отношения к деньгам, доходам и сбережениям [4]
Формирование общекультурных и профессиональных компетенций в сфере экономики и финансов [5]
Проблемы профессионального развития специалистов сферы экономики и финансов [4]

English

Поиск

· RSS 21.09.2017, 06:17

Главная » Статьи » Формирование экономического сознания в условиях глобальных изменений

Дедов Н.П. Психологические аспекты взаимоинвестирования в условиях экономического кризиса

Состояние современной социально-экономической системы характеризуется высоким уровнем вариабельности, изменчивости и неустойчивости. В настоящее время экономики финансово-благополучных стран сталкиваются с серьезными социальными проблемами и трудностями – нестабильностью политических отношений, военными конфликтами, миграцией населения. Данные проблемы во многом являются результатом внутренних противоречий и внешних негативных стимулов, которые оказывают дестабилизирующее влияние на социально-политический и экономический климат в обществе. В результате отмечаются серьезные предпосылки для возникновения различных кризисных ситуаций. Они носят, с одной стороны, спонтанный, неожиданный характер, а, с другой стороны, имеют тенденцию повторяться, быть стабильными. Умение прогнозировать их появление становится важным показателем успешной экономической деятельности государственной власти. Ведущие экономисты разрабатывают долгосрочные программы, строят экономические модели, в которых учитываются возможные пути и направления преодоления кризисных условий существования общества [8]. При этом они часто указывают на цикличность, периодичность кризисов. Таким образом, отмечается своеобразная предопределенность развития общества и предначертанность возникновения кризисов [6, 8, 9, 11].

Кризисные ситуации являются системным образованием, возникающим благодаря аккумулированию отрицательных стимулов, которые в совокупности приводят к дисбалансу социальной системы. Кризис возникает в тот момент, когда происходит конфликт между устоявшимися, имеющимися на данный момент структурными элементами и формирующимися нововведениями. Кроме этого во время кризиса происходит максимальное обострение противоречий, которые угрожают стабильности жизнедеятельности участвующих в нем субъектов. В результате участники оказываются вынужденными принимать то или иное решение, совершать рациональный или эмоциональный выбор, т.е. выбирать стратегию совладания с кризисной ситуацией [1; 3]. Для возникновения кризисной ситуации существуют как объективные, так и субъективные предпосылки, которые часто предопределяют «глубину» и «серьезность» ее протекания.

Экономический кризис, возникающий в обществе, характеризуется значительными потрясениями в хозяйственной, рыночной и финансовой сферах. Социальные и финансовые институты направляют свои действия на его преодоление, стабилизацию экономики и создание условий для восстановления работоспособности населения. Согласно психологической теории кризиса И. Шумпетера, на каждой фазе экономического цикла у населения формируется свое отношение к тем изменениям, которые происходят в обществе [11].

Для кризиса характерным является вынужденность будущих изменений его участников, которые становятся для них своеобразным «поворотным пунктом», испытанием и проверкой. Кризисы не обязательно разрушительны, они могут иметь и положительные последствия, они могут вызываться управляемыми и неуправляемыми факторами, природой развития социально-экономической системы. В результате они могут привести к положительному эффекту, когда участники не просто изменяются, но и совершенствуются, развиваются, «обогащаются» [2]. В то же время всегда существует вероятность негативного развития, регресса, когда происходит не просто их упадок и деградация, но и разрушение, «смерть», банкротство.

При этом данное поведение носит специфический характер, вынуждая человека проявлять активность, совершать необходимые действия и поступки. Ведущим принципом существования для большинства участников становится стратегия «выживания», определяющая паттерны «индивидуалистичности», «экономичности» и «реалистичности». В результате происходит формирование своеобразного «полевого» поведения, когда эмоционально-сильные внешние стимулы предопределяют «жесткие» стратегии реагирования, а логически обоснованные и верные варианты поведения отклоняются и не принимаются во внимание. Таким образом, у населения запускаются механизмы иррационального поведения, определяемого ситуативными критериями и факторами [4, 7]. Показательным становится межличностное взаимодействие, когда вместо сотрудничества и кооперации, которые предполагают возможность достижения финансового благополучия и преуспевания, наиболее ценными становятся изоляция, отверженность, враждебность и агрессивность.

Известный социальный закон «джунглей» – «выживает сильнейший» вновь начинает включаться и действовать в психологии отдельных людей, групп, организаций и даже государств. Вновь актуальными становятся исследования В. Франкла, проведенные им в условиях социальной депривации – нацистском концлагере. Он пришел к выводу, что в сложных, кризисных жизненных ситуациях ведущее значение в их преодолении приобретает наличие и присутствие «смысла жизни» [10]. В случае возникновения экзистенциального вакуума у человека отмечается потеря дальнейшего смысла жизни, утрата им моральных и этических ценностей. В результате будущее для него оказывается настолько размытым и неопределенным, что долгосрочные проекты начинают замещаться краткосрочными перспективами и задачами. Индивид начинает постепенно переходить на уровень экономии сил, энергии, средств и т.д.

В данных условиях бизнес, как малых, так и крупных социальных организаций ориентируется на получение прибыли «здесь и сейчас». В соответствии с этим долгосрочные инвестиции в производство оказываются скорее бесперспективными, чем выгодными. Основной проблемой инвестиционной деятельности в условиях экономического кризиса становится стремление инвесторов «жить одним днем», когда получение прибыли зависит от «настроения» социального окружения, а также тех изменений, которые возникают в данный конкретный момент. Иррациональность поведения, действий и поступков участников экономических отношений приводят к тому, что долговременные перспективы взаимодействия оказываются затрудненными. В результате общий экономический эффект и инвестиционная прибыль резко снижаются, а значит прогресс и развитие общества серьезно тормозится. Долговременные инвестиционные проекты оказываются нереализованными.

Инвестирование, как известно, представляет собой социально-экономический процесс формирования капитала, долгосрочное вложение экономических средств с целью создания и получения в будущем чистой прибыли, которая превышает общую величину первоначального капитала. Кроме этого большую роль в успешном инвестировании играет человеческий фактор, позволяющий инвестору определять будущий экономический эффект от объекта инвестирования. Эффективность инвестирования капитала проявляется в системе социально-экономических и психологических взаимоотношений, которые возникают в процессе конкретной финансовой деятельности [8].   

Инвестирование помимо позитивных моментов – получение прибыли, обусловлено высоким уровнем риска. Данное поведение, с одной стороны, обеспечивает «адреналин», переживания, а, с другой стороны, страх и тревогу от возможной потери средств, капитала и банкротства. Инвестирование – это односторонний процесс, когда инвестор, как субъект, вкладывает средства для получения прибыли, а инвестируемый, как объект, своей деятельностью создает необходимую прибыль, реализуя свои интеллектуальные, творческие и креативные способности. Таким образом, возникает устойчивая взаимосвязь, которая предполагает непосредственную зависимость и взаимообусловленность, т.е. они не могут существовать друг без друга. Отсутствие одного предполагает исчезновение другого. В связи с этим их нельзя рассматривать изолированно друг от друга, т.е. специфические особенности инвестора предопределяют специфику инвестируемого и, наоборот, для конкретного инвестируемого существует свой инвестор.

Стабилизация социального климата является приоритетной государственной задачей. Ее реализацией занимаются различные социальные институты и научные программы. Одной из таких программ может стать психологический процесс взаимоинвестирования, когда своими действиями и поступками (инвестициями) личность стимулирует другого участника вкладывать другие инвестиции в его развитие [5]. Ведущий моментом развития оказывается приобретение всеми участниками нового качества и способности, т.е. получение выигрыша (прибыли). При этом прибыль  одного из участников будет только в том случае, когда другой участник взаимодействия также получит свою прибыль.

Взаимоинвестирование представляет социально-психологическое направление, целью которого является вовлечение участников в совместное развитие и совершенствование. Взаимоинвестирование характеризуется взаимностью и позитивной направленностью на другого человека. Процесс инвестирования, как ведущий элемент взаимоинвестирования, становится обоюдным, взаимным. Участники данного взаимодействия приобретают статус субъектов экономической деятельности. Они оказывают друг другу поддержку и помощь, стимулируя достижение конкретной цели и получение каждым участником прибыли. В результате появляется возможность совместными усилиями преодолевать экономический кризис.

 

Библиографический список

  1. Анненкова Н.В., Камнева Е.В. Специфика российского менталитета в период нестабильности // Научный вестник, МГИИТ, №2(10), 2011. С. 100-115.
  2. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита. //Психологический журнал. № 1, 1994. С. 3 – 19.
  3. Белинская Е.П. Совладание как социально-психологическая проблема. //Психологические исследования. № 1(3), 2009. С.
  4. Гагарина М.А., Смурыгина А.А. Объективные и субъективные факторы принятия решения о погашении задолженности. //Акмеология. 2014, № 3-4. С. 57 – 58.
  5. Дедов Н.П. Роль «взаимоинвестирования» в развитии потенциала личности в межличностных отношениях. //Акмеология. № 1-2 (специальный выпуск). М., 2014. Стр. 72 – 73.
  6. Инновационное развитие национальной экономики: коллективная монография/ Белогруд И.Н., Овешникова Л.В., Симонова Е.В., Квак А.А., Цвырко А.А., Иващенко Т.Н., Шинкарева Л.И., Сухорукова Н.В., Кузовлева И.Ю., Волкова А.В., Лаврикова Н.И., Полякова О.И., Жигун Л.А., Рязанцева М.В., Субочева А.О. Под общ. ред. О.А. Строевой. Орёл, 2015.
  7. Канеман Д., Тверски А. Рациональный выбор, ценности и фреймы. //Психологический журнал. 2003. Т. 24, № 4, с. 31 – 42.
  8. Нельсон Р.Р., Уинтер С.Дж. Эволюционная теория экономических изменений. М.: Дело, 2002.
  9. Рязанцева М.В. Интегральная оценка инвестиций в развитие человеческого капитала. // Стратегии бизнеса. 2015. № 2 (10). С. 15-18.
  10. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.

Шумпетер Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982.

Категория: Формирование экономического сознания в условиях глобальных изменений
Просмотров: 272
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz