Экономическая психология в современном мире
Economic psychology in the modern world

  

Каталог статей
Конференции

Направления
Психология предпринимательства в современных социально-экономических условиях [4]
Формирование экономического сознания в условиях глобальных изменений [8]
Психология и этика бизнеса [6]
Психология менеджмента в экономике [3]
Психология потребительского поведения [6]
Психологические особенности отношения к деньгам, доходам и сбережениям [4]
Формирование общекультурных и профессиональных компетенций в сфере экономики и финансов [5]
Проблемы профессионального развития специалистов сферы экономики и финансов [4]

English

Поиск

· RSS 28.04.2017, 22:58

Главная » Статьи » Формирование экономического сознания в условиях глобальных изменений

Анненкова Н.В. Социальная ответственность в контексте восприятия экономической ситуации в России

Социально ответственное поведение, как со стороны бизнеса, так и индивидуумов в современных условиях приобретает особое значение и все чаще поднимается в последние годы. Связано это с тем, что социальная ответственность, в конечном счете, влияет на качество жизни, как общества в целом, так и отдельных социальных групп [10].

Под социальной ответственностью мы подразумеваем ответственность субъектов бизнеса за соблюдение целого ряда законодательно незакрепленных, определенных неявно, но транслируемых в обществе таких норм и правил, затрагивающих различные сферы жизни, как экология, милосердие, человеколюбие, сострадание, этика.

На уровне индивидуума социальная ответственность предполагает различные «уровни» ее проявления и включает три компонента: социально ответственное поведение по отношению к другому, к компании и к обществу [1]. Указанные компоненты, в свою очередь, могут реализовываться в следующих позициях, отраженный в ряде исследований [2, 4, 5, 6, 7, 8, 9]:

1) ключевая ответственность бизнеса связана с увеличением прибыли;

2) задача бизнеса – максимально доступный вклад в решение общественных проблем, повышение качества жизни граждан и сообщества, а также в сохранение окружающей среды;

3) социальная ответственность бизнеса ориентирована на долгосрочную перспективу, сокращая долгосрочные потери прибыли и создавая преимущества благоприятного социального окружения в будущем.

Небезынтересным является вопрос взаимосвязи социально ответственного поведения личности и восприятия гражданами экономической ситуации в России, претерпевшей за последний год существенные изменения. Связано это с тем, что с середины марта 2014 года США, Евросоюз и другие страны ввели ряд экономических  и политических санкций, влияние которых на рядового гражданина страны остается неоднозначным. Помимо этого, отмечается общее ухудшение экономической обстановки в России, связанное со снижением цены на нефть и, как следствие, снижением курса рубля относительно иностранных валют, увеличением инфляции, снижением доходов населения и потребительского спроса.

Целью нашего исследования стало изучение субъективного восприятия экономической ситуации гражданами России и его взаимосвязь с уровнем социальной ответственности. Для реализации данной цели были сформулированы 2 ситуации, описывающие ряд экономически значимых для Российской Федерации событий: 1) экономические и политические санкции, стартовавшие в середине марта 2014 года, 2) ухудшение экономической обстановки в России, связанное со снижением цен на нефть, снижением курса рубля относительно иностранных валют и увеличением инфляции.

Для оценки субъективного восприятия описанных ситуаций был использован «Цветовой тест отношений» А.М. Элкинда, представляющий собой невербальный диагностический метод исследования эмоциональных компонентов отношений, как сознательного, так и неосознаваемого уровней. Респондентов просили подобрать к представленному описанию ситуации подходящий на их взгляд цвет. Для исследования использовались четыре основных (синий, зеленый, красный и желтый) и четыре дополнительных цвета (черный, фиолетовый, серый, коричневый).

Для исследования социальной ответственности была использована модификация «Методики оценки личной социальной ответственности» Н.В. Анненковой, дающая возможность оценить четыре компонента социальной ответственности личности: к другому, к компании, к обществу и общий показатель личной социальной ответственности [3]. В методике представлено 8 проблемных ситуаций, к каждой из которых предлагается три высказывания, отражающие возможные отношения индивидуума к феномену социальной ответственности.

Результаты пилотажного исследования показали, что наиболее диагностичными, с точки зрения взаимосвязи компонентов социальной ответственности индивидуумов и восприятия экономической ситуации в России, являются самые отвергаемые испытуемыми цвета. Иными словами, при оценке первой ситуации, связанной с введением санкций по отношению к России 90% испытуемых выбирают основные цвета, по-видимому, считая, что оцениваемой ситуации максимально не соответствуют активность, веселость, возбуждение и чувство уверенности. 40% респондентов, как самый не подходящий данной ситуации обозначили желтый цвет, 30% – красный и 20% - зеленый. При этом именно обозначаемым последним, то есть наиболее отвергаемый для исследуемой ситуации цвет, дает самую сильную корреляционную зависимость с таким компонентом личной социальной ответственности, как социальная ответственность по отношению к обществу, где уровень корреляции равен 0,75635.

С учетом общего уровня  личной социальной ответственности испытуемых можно предварительно предположить, что склонные к социально ответственному поведению люди в ситуации с экономическими и политическими санкциями по отношению к России, не испытывают чувства уверенности, активности, возбуждения и веселости.

 

Библиографический список

1. Анненкова Н.В. Методы исследования личной социальной ответственности // Научный вестник МГИИТ, 2015. №4 (36). С. 42-50.

2. Анненкова Н.В., Камнева Е.В., Буянова С.М. Личностные характеристики индивидуальной социальной ответственности // Акмеология. 2012. № S-2. С.23.

3. Анненкова Н.В., Камнева Е.В. Исследование личной социальной ответственности индивидуума// Актуальные проблемы социальной и экономической психологии: методология, теория, практика. Сборник научных статей. Ответственный редактор А.Н. Лебедев. Москва, 2014. С. 11-20.

4. Анненкова Н.В., Порошина В.А. Социальная ответственность и свойства личности //Формирование общекультурных и профессиональных компетенций финансиста. Сборник научных трудов студентов, аспирантов и преподавателей Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. Выпуск пятый. – Москва: Спутник +, 2015.-12

5. Карина О.В., Киселева М.А., Шустова Н.Е. Роль социальных ожиданий в контексте самоэффективности современной молодежи. Научный вестник МГИИТ. 2015. № 4 (36). С. 58-61.

6. Корпоративная социальная ответственность: управленческий аспект : монография/Под общ. ред. д.э.н., проф. И.Ю. Беляевой, д.э.н., проф. М.А. Эскиндарова. – М.: КНОРУС, 2008.

7. Полевая М.В. Социальная ответственность и прокрастинация личности. / В сборнике: Роль про- крастинации в процессе самоопределения молодежи. Сборник научных статей. Саратов, 2015. С. 40-43.

8. Психология социальной ответственности молодых российских менеджеров и предпринимателей в условиях инновационной экономики. Анненкова Н.В., Буянова С.М., Гагарина М.А., Камнева Е.В., Коробанова Ж.В., Крылов А.Ю., Лебедев А.Н., Мужичкова Ю.Е., Полевая М.В. Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации. – Москва, 2015.

9. Симонова М.М. Интересы личности и обеспечение безопасности общества. Научный вестник МГИИТ. 2013. № 4 (24). С. 57-60.

10. Хваловская Н.О. Социальная ответственность бизнеса // Перспективы науки. 2010. №7(09). C.53-56.

Категория: Формирование экономического сознания в условиях глобальных изменений
Просмотров: 165
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz