Экономическая психология в современном мире
Economic psychology in the modern world

  

Каталог статей
Конференции

Направления
Психология предпринимательства в современных социально-экономических условиях [4]
Формирование экономического сознания в условиях глобальных изменений [8]
Психология и этика бизнеса [6]
Психология менеджмента в экономике [3]
Психология потребительского поведения [6]
Психологические особенности отношения к деньгам, доходам и сбережениям [4]
Формирование общекультурных и профессиональных компетенций в сфере экономики и финансов [5]
Проблемы профессионального развития специалистов сферы экономики и финансов [4]

English

Поиск

· RSS 22.08.2017, 04:47

Главная » Статьи » Проблемы профессионального развития специалистов сферы экономики и финансов

Рязанцева М.В. Развитие критического мышления у студентов в процессе подготовки HR-менеджеров

Происходящие в системе высшего образования в последние годы в значительной степени обусловлены требованиями студентов. Внедрение в систему российского образования компетентностного подхода во многом обусловлено потребностями студентов получать в процессе обучения практические,  нужные работодателям, навыки. [1, 2, 3, 4]. Возросшая доступность высшего образования привела к росту числа студентов. Это привело к тому, что в  последнее время ужесточилась конкуренция за рабочие места, и для большинства студентов, обучение в вузе является инвестицией в будущие доходы. Однако изменения в системе ценностей современных россиян [5], привели к тому, что главным приоритетом современных студентов является не образование как таковое, а будущее трудоустройство. Образование современные студенты рассматривают как средство получения высокооплачиваемой работы. Поэтому современные студенты в процессе обучения в университете не хотят тратить время на изучение бесполезных и не нужных работодателям предметов.

Но растет конкуренция не только на рынке труда, но и среди образовательных организаций. В последнее время серьезную конкуренцию учебным заведениям составляет дистанционное образование. Во всем мире растет популярность различных ресурсов, предлагающих студентам возможность получения непрерывного образования в ведущих мировых учебных заведениях. Одним из таких ресурсов является Coursera. 

Проведенный анализ тематики предлагаемых на данном ресурсе образовательных курсов показывает, что многим вузам достаточно трудно конкурировать с Coursera не только по количеству, но и содержанию  предложений. А используемая на данном ресурсе технология обучения во многом выигрывает по сравнению с  традиционной технологией, используемой в российском вузе. Одним из обязательных условий получения зачета по предмету является чтение дополнительной литературы по дисциплине.  И в процессе обучения реально контролируется ее изучение, чего практически невозможно достичь в российских условиях, поскольку учебными планами практически не предусматриваются часы на контроль результатов самостоятельной работы студентов. Это при том, что количество часов самостоятельной работы студентов  в 2 и более раз больше времени аудиторной работы. В частности, по дисциплине «Социально-экономическая диагностика в управлении персоналом» соотношение между часами аудиторной и самостоятельной работы - 46 и 98 часов соответственно. Контроль выполнения аудиторных заданий преподаватель может осуществлять в ходе проведения занятий, то на контроль выполнения самостоятельных заданий выделяется время только в отношении тех форм самостоятельной работы, выполнение которых предусмотрено учебным планом.

Личный опыт обучения в Coursera подтолкнул меня к совершенствованию технологии преподавания дисциплины «Социально-экономическая диагностика в управлении персоналом».

Данный курс ориентирован на будущих менеджеров по персоналу. Современный менеджер  по персоналу должен обладать способностями мыслить критически,  особенно в сфере подбора кадров. В работе HR-менеджера необходимы навыки эффективной оценки информации, используемой в процессе принятия решений. HR-менеджер, обладающий хорошими аналитическими способностями легче обнаружит противоречия в информации, лучше и быстрее поймет ее структуру. Менеджер по персоналу должен уметь  аргументировать свою точку зрения, причем используя не только на логику, но и на представления и потребности собеседника. В конце концов, специалист, способный уверенно чувствовать себя в работе с различными типами информации и информационными ресурсами, более конкурентоспособен на рынке труда. Критически мыслящий специалист сможет эффективно взаимодействовать с разнообразной информацией, принимая многообразие окружающего мира и взглядов, и сможет быстрее адаптироваться к изменяющимся условиям.

Подобные способности можно сформировать у будущих специалистов, использую технологию развития критического мышления, которая в российском образовании используется с 1997 г.

Методика развития критического мышления в последнее время приобрела большую популярность. Однако в последнее время фразу «критическое мышление стали использовать очень широко, к месту и нет. Многие определяют «критическое мышление» в качестве важнейшего цели образования. В некоторый учебных программах появляются новые дисциплины, такие как  «Критическое мышление»  и «Critical Thinking».

В этой связи хотелось бы напомнить, в чем суть  технологии развития критического мышления.

 Технология критического мышления - это так называемое «изобретение» американской педагогики, в основе которого лежит творческое сотрудничество ученика и учителя, развитие у учащихся аналитического подхода к любому материалу. Эта технология рассчитана не на запоминание материала, а на постановку проблемы и поиск ее решения.

По мнению авторов  данной технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» Ч. Темпла, К. Мередита, Дж. Стилла, Д. Огла, развитие мыслительных навыков учащихся необходимо  не только для более эффективного обучения, но и еще более полезно и применимо в обычной жизни, поскольку формирует умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.[5]

Специалисты по психологии и смежным с ней наукам дали несколько понятий термина «критическое мышление», но все они довольно близки по смыслу. Так, например, по определению американского психолога Д. Халперн «критическое мышление - это использование когнитивных техник или стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого конечного результата». Очень популярно еще одно определение, в котором «критическое мышление» рассматривается как сложный процесс творческого интегрирования идей и возможностей, переосмысления и перестройки концепций и информации, как активный и интерактивный процесс познания, происходящий одновременно на нескольких уровнях».

Сама технология развития критического мышления представляет собой совокупность используемых преподавателем стратегий, методов и приемов, способствующих формированию критического мышления у студентов. Возможно использование разнообразных учебных стратегий, в частности, когнитивных (повторение, организация, совершенствование) и метакогнитивных образовательных  стратегии (планирование, мониторинг, регулирование). Но сердцевиной технологии является построение образовательного процесса на основе трех фаз: «вызов – осмысление – рефлексия».

Первая стадия образовательного процесса называется  «стадия вызова». В начале работы важно актуализировать и обобщить имеющиеся у студентов знания по изучаемой теме, побудить их получить дополнительную информацию.  Проблема современных студентов состоит в нежелании читать объемные материалы, поэтому задача преподавателя заключается в том, чтобы подготовить подборку интересных и современных  материалов по теме, согласующихся с профессиональными интересами студентов. На данной стадии преподавателю целесообразно комбинировать индивидуальные и групповые  формы работы со студентами.

Вторая стадия технологии – «стадия осмысления». На этой стадии важно мотивировать студентов на активное получение новой информации. Одним из методов, который я использовала на данной стадии, явилось проведение социологического опроса на двух выборках, с целью последующего сравнению результатов.  Именно это задание способствует формированию и закреплению у студентов практических навыков.

Третья, заключительная стадия – «стадия рефлексии». На данном этапе должно происходить целостное осмысление информации, формирование  собственного отношения к проблеме,  формулирование задач и проблем для исследования, например, в рамках выполнения курсовых работ.

Выводы. Использование технологии развития критического мышления  в учебном процессе не только способствует развитию личности студентов, их креативности, но и позволяет преподавателям решать такие задачи как повышение качества образовательного процесса, повышение  учебной мотивации студентов к выполнению заданий, повышение интереса к процессу обучения. Студенты с большим интересом выполняют именно те задания, где им предоставляется возможность высказать и доказать свое мнение. При выполнении таких заданий заметно возрастает активность студентов.

Вместе с тем, в процессе реализации технологии в учебном процессе я столкнулась с рядом проблем. Во-первых, это  перегруженность студентов аудиторными и самостоятельными заданиями, среди которых доминируют рутинные задачи, связанные с закреплением материала.  Для исследовательской работы у них просто нет времени.

Во вторых, в процессе выполнения группового исследовательского проекта студентам было сложно интегрировать свои междисциплинарные  знания, полученные ими в процессе обучения. Это наглядно свидетельствует, что невозможно использовать данную технологию в рамках только одной дисциплины. Необходимо менять технологию обучения в целом.

 

Библиографический список

1. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2012. № 2 (6). С. 106-109.

2. Белогруд И.Н. Проблемы рынка труда в период экономической нестабильности //Социальное и профессиональное самоопределение личности в экономическом и гуманитарном образовании: проблемы и перспективы. Коллективная монография / Под общ.ред. Васякина Б.С., Бережной М.С. - М., РЭУ, 2015. С. 15-19.

3. Педагогика искусства. 2013. № 2. С. 67-74.

4. Субочева А.О., Севастополева Д.Г. О некоторых проблемах подготовки специалистов по управлению персоналом в высшей школе.//В сборнике: Актуальные проблемы социальной и экономической психологии: методология, теория, практика Сборник научных статей . Москва, 2015. С. 82-87.

5. Willingham Daniel T.(2007) Critical Thinking, American Educator,10-18. (2007).

Категория: Проблемы профессионального развития специалистов сферы экономики и финансов
Просмотров: 242
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz