Изучение инновационности личности является одним из активно развивающихся направлений в современной психологии. Это логично, поскольку построение инновационной экономики невозможно без изучения основ инновационной деятельности и формирования инновационного поведения. Только установив механизмы инновационной деятельности личности, можно будет совершить осознанный и контролируемый переход к экономике инноваций. В этой связи возникает вопрос о выделении общего и особенного в инновационной деятельности, поиск ответа на который и выступил общей задачей наших исследований. Методологическую и концептуальную основу исследования составили уровни организации человека [1], положение об организованности, целостности как базовой характеристике субъекта [2], системогенетическая концепция деятельности [3]. Данные положение были конкретизированы в общей гипотезе, согласно которой сами компоненты психологической структуры инновационной деятельности при повышении ее результативности реорганизуются, переструктурируются и конкретизируются на основе индивидуальных качеств субъекта исходя из ее мотивов целей и условий [3]. Одним из необходимых элементов проверки этой гипотезы выступает эмпирическое выявление специфики компонентов психологической структуры деятельности с разным уровнем результативности.
С целью проверки этой частной гипотезы нами было организовано и проведено в период с 2010 по 2015 гг. экспериментальное исследование, в рамках которого испытуемым предлагалось составить бизнес-план нового продукта. Инновационная деятельность моделировалась при помощи эксперимента, личностные характеристики измерялись при помощи комплекса методик, отражающих подструктуры личности.
В качестве главной независимой переменной в эксперименте выступила объективная задача деятельности. Кроме того, в качестве независимых переменных выступили пространственные и антропометрические показатели, личностные и социальные факторы. Зависимой переменной выступил результат инновационной деятельности.
Полученные бизнес-планы оценивались методом экспертных оценок пятью экспертами, имеющими опыт в сфере бизнес-планирования и предпринимательской деятельности. Оценки ставились по 10-балльной шкале по трем параметрам: оригинальность, обоснованность, реалистичность. После оценки вычислялась средняя от этих трех параметров, обозначенная нами как инновационность.
В рамках экспериментального исследования испытуемым задавались вопросы на выявление образа компонентов психологической структуры инновационной деятельности (мотив, цель, план и результат деятельности). Полученные качественные данные обрабатывались методом контент-анализа.
Общий объем выборки составил 114 человек.
Ведущим мотивом респондентов с высоким уровнем результата является создание какого-либо нового продукта. Так отметили 40,9 % испытуемых. Другие мотивы распылены в значительно меньшие группы. Их можно обозначить как «стать лучшим», при выполнении задания (9,1%), познавательный мотив (узнать что-то новое, научиться или познать себя) отметили 22,7 % испытуемых. По 4,5 % испытуемых отметили мотив получения положительного результата хорошего выполнения задания, достижение заинтересованности рынка.
В качестве цели большинство испытуемых с высокой результативностью отметили желаемый уровень результата (хороший, положительный, удовлетворительный и т.д.) 54,5 % испытуемых. 13,6 % испытуемых отметили в качестве цели создание нового продукта. Такое же количество испытуемых отметили в качестве цели принесение пользы обществу. 9,1% указали реализацию проекта.
Достаточно четко по пунктам изложена последовательность действий у всех испытуемых с высоким результатом. Обобщенно можно представить последовательность как придумать идею/продукт, описать, оценить экономическую эффективность, реализовать/поставить на рынок.
Для сравнения необходимо проанализировать психологическую структуру респондентов с наименьшими результатами по итогам экспертных оценок.
У респондентов преобладает мотив, который можно обозначить как неопределенный («достичь результата, хорошего результата») 50% респондентов. На втором месте стоит познавательный мотив (получение новых знаний, познание себя) 31,3 %. 12,5% респондентов показали отсутствие мотива. По 6,2% указали создание нового блага и выполнение задания.
Цель также в основном заключается в достижении определенного уровня результата (хороший, положительный результат) 87,5%. По 6,2% респондентов показали либо отсутствие цели, либо указали в качестве цели применение продукта или получение знаний.
Последовательность действий изложена гораздо менее структурированно. 33,3% респондентов указали, что будут действовать по плану, не описывая какие действия будут выполнять. 76,7% изложили последовательность в общих словах, таких как придумать, описать, доказать, выступить.
Сравнивая получившиеся результаты, мы можем сказать, что деятельность людей, показавших высокие результаты, более определена и структурирована.
Библиографический список
1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания.1968.
2. Брушлинский А.В. Психология субъекта и его деятельности / Современная психология: Справочное руководство. 4. Психическая регуляция поведения. М.. 1999. С. 330—346.
3. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. — М.: Издательство «Наука», 1982. 185 с.
|