Экономическая психология в современном мире
Economic psychology in the modern world

  

Каталог статей
Конференции

Направления
Психология предпринимательства в современных социально-экономических условиях [4]
Формирование экономического сознания в условиях глобальных изменений [8]
Психология и этика бизнеса [6]
Психология менеджмента в экономике [3]
Психология потребительского поведения [6]
Психологические особенности отношения к деньгам, доходам и сбережениям [4]
Формирование общекультурных и профессиональных компетенций в сфере экономики и финансов [5]
Проблемы профессионального развития специалистов сферы экономики и финансов [4]

English

Поиск

· RSS 22.08.2017, 04:47

Главная » Статьи » Психология предпринимательства в современных социально-экономических условиях

Китова Д.А., Ханова З.Г. Психологические особенности представлений студентов о предпринимательской деятельности

Развитие малого предпринимательства является важнейшим фактором политической стабильности и социально-экономического благополучия общества. Оно позволяет значительно расширить производство многих потребительских товаров и услуг, противостоять монополизации рынка, решить проблему занятости, ускорить научно-технический прогресс. Непосредственное влияние предпринимательство оказывает и на формирование «среднего класса» - гаранта политической стабильности общества.

В эффективном развитии предпринимательства психологический фактор становится определяющим, так как по своей сущности предпринимательская деятельность представляет собой проявление личной инициативы человека, который проецирует в социально-экономическую среду свой личностный потенциал, воплощенный в конкретном виде деятельности. Необходимым условием успешности предпринимательской деятельности является наличие у предпринимателя специфических личностных и профессиональных качеств.  Но практика показала, что современные предприниматели зачастую далеки от воплощения в жизнь стройных теоретических конструктов. Не случайно в ряде отечественных работ выделены своеобразные типы «случайного предпринимателя», «предпринимателя поневоле», «предпринимателя-неудачника» (А.Л. Журавлев, В.П. Позняков).

Отечественными психологами проведены научные исследования психологических детерминант профессиональной карьеры предпринимателей (А.Л. Журавлев, Т.В. Корнилова, В.П. Позняков, Е.В. Шорохова, А.Е. Чирикова); выявлены ведущие особенности смысловой сферы отечественных предпринимателей, их профессиональной ментальности, ключевых ценностей и мотивов предпринимательской деятельности (И.В. Андреева, А.А. Чекунов, Е.П. Белинская, Н.И. Толмачев, В.Г. Булычкина, А.Я. Варга, О.С. Дейнека); изучены коммуникативные свойства личности предпринимателей (Н.Ш. Акаева, С.Т. Джанерьян, Ю.Э. Клейменова, М.Ю. Коноваленко, В.Н. Кустов); обозначены существенные аспекты их профессиональной идентичности (Е.П. Ермолаева, Г.М Андреева); выявлена психологическая обусловленность  личностных деформаций предпринимателей с разным уровнем успешности  (С.Н. Гаджиева) и т.д.  

В современной отечественной психологии предпринимательство часто рассматривается в рамках традиционного деятельностного подхода. Признается, что психологическая структура предпринимательской деятельности аналогична любой другой деятельности человека как субъекта социально-экономического взаимодействия. Соответственно этому в нее включают цель, мотив, анализ информации, планирование, принятие решений, средства достижения цели, профессиональные действия, результат, оценку и коррекцию результатов (А.В. Батаршев, Ю.П. Ветров, А.И. Китов, И.В. Ромазан, А.В. Филиппов). Этот подход положен в основу нашего исследования представлений студентов о предпринимательской деятельности.

В своем исследовании мы исходили из позиции, что диагностика представлений студентов о предпринимательской деятельности может быть прослежена посредством анализа бизнес планов. Для того чтобы начать реально действовать в задуманном направлении, надо добиться мысленного представления всей картины будущей ситуации, связанной с собственными предпринимательскими намерениями - подобное внутренне видение ситуации, сложившейся перед началом предпринимательской деятельности, является ядром представлений личности о предпринимательской деятельности. Чтобы справиться с этой не стандартизированной задачей студентам предлагалась воспользоваться методическим пособием, которое содержала пошаговую инструкцию создания бизнес плана. Разработанное нами методическое пособие создавало максимальную приближенность ситуаций бизнес-планирования к реальной социально-экономической ситуации и было максимально приближено к характеру учебно-исследовательских работ. Отличительной характеристикой такого подхода выступает отсутствие предлагаемых из вне (т.е. внешних) вариантов решения, наличие простора для альтернативного решения заданных проблем. В исследовании приняли участие 127 студентов старших курсов (психологи, экономисты и юристы).

Представленные далее результаты эмпирического анализа получены путем экспертного анализа: учебно-исследовательских работ студентов и пояснений избранных позиций самими студентами.

Оказалось, что как социальный институт общества и личностно значимая ценность, предпринимательская деятельность занимает ведущую позицию в структуре социально-экономических представлений студентов. Тем не менее, представления студентов о предпринимательской деятельности характеризуются определенными противоречиями и искажениями. В частности, недостаточным объемом психологических знаний и умений, необходимых для познания и реальной оценки успешности предпринимательской деятельности (47,5%); наличием противоречий в представлениях о ценностях и смысле предпринимательской деятельности (39,8%); отсутствием адекватных представлений об условиях социально-экономической успешности предпринимательской деятельности (73,4%).

Представления студентов о предпринимательской деятельности содержат в себе как позитивные, так и отрицательные аспекты. К позитивным аспектам представлений можно отнести: адекватные представления студентов об основных способах получения предпринимательского дохода; понимание преимуществ предпринимательской деятельности в достижении материального благополучия; уверенность в возможности обеспечения материального достатка, соответствующего уровню притязаний личности; намерения сочетать несколько источников при получении доходов, не ограничиваясь каким-либо одним.

К отрицательным аспектам можно отнести: отрыв от реальности при определении ожидаемых размеров доходов; короткие временные параметры для достижения экономического пика предпринимательской деятельности (42,3%); наличие коррупционных предпринимательских намерений (13,7%).

Как оказалось, при проектировании предпринимательской деятельности студентами допускаются определенные противоречия и искажения. В частности, выявлены нарушение структурной логики предпринимательской деятельности (37,6%); обнаружена искаженность представлений о способах (12,7%), средствах (27,6%) и временном континууме (69,8%) достижения экономического благополучия; установлено преобладание внешнего локуса контроля (73,2%) и неосознанного негативного отношения к экономической успешности (69,7%) у большинства студентов.

Структура и содержание представлений студентов о предпринимательской деятельности демонстрируют низкий уровень социально-экономических знаний об условиях функционирования рыночной экономики, которые формируются на уровне обыденных житейских представлений. В частности, студентов отличает: низкий уровень знаний о социальных, экономических и психологических детерминантах успешности предпринимательской деятельности; низкий уровень личностной и социальной ответственности; завышенный уровень экономических притязаний и ожиданий; игнорирование общественных интересов; неспособность предвидеть и оценивать последствия своих намерений; отсутствие культуры перспективного анализа ситуаций и низкие способности к прогнозированию; пренебрежение общественным мнением.

Обобщенный анализ структуры и содержания представлений студентов о предпринимательской деятельности позволил выделить и классифицировать шесть уровней представлений студентов о предпринимательской деятельности по критерию целостности и согласованности представлений.

Низшим (низший) уровнем представлений студентов о предпринимательской деятельности выступает уровень, при котором в соответствующих представлениях нет более или менее ясного образа совокупности объектов, методов и средств предпринимательской деятельности, пригодных для удовлетворения собственных экономических потребностей.

Следующим (фрагментарным) уровнем представлений студентов о предпринимательской деятельности выступает уровень, при котором в канву экономических представлений студента вплетены фрагментарные (эпизодические) представления о специфических особенностях экономического производства, распределения и обмена экономических благ (услуг), а также социально-экономических отношениях, возникающих в современном обществе.

Третий (пространственный) уровень представлений студентов о предпринимательской деятельности включает в себя понимание экономического пространства (т.е. существуют пространственные представления об окружающем его экономическом мире - субъектах, объектах и процессах экономической деятельности домохозяйств, предприятий и государства), которые позволяют ему более или менее адекватно ориентироваться относительно сущности предпринимательства и социально-экономических условий предпринимательской среды.

Четвертый (динамический) уровень представлений студентов о предпринимательской деятельности позволяет студенту улавливать последовательность внешних экономических явлений и процессов (понимание человеком ситуативных, текущих и исторических процессов и явлений, происходящих в экономической сфере на микро- и макро- уровнях), благодаря чему вырабатывается осознание динамических и циклических процессов в развитии экономических процессов в обществе.

Пятый (субъектный) уровень представлений студентов о предпринимательской деятельности выражен осознанием себя субъектом экономической деятельности, который может выступать источником познания и преобразования экономической действительности, проявлять инициативу принимать и реализовывать собственные решения, оценивать последствия своего поведения и готовность к само-изменению.  При этом уровне в структуру экономических представлений личности могут быть введены нравственные, правовые и социальные ряды представления о функционировании предпринимательства.

Наконец, высшим (творческим) уровнем представлений студентов о предпринимательской деятельности выступает такое состояние внутреннего мира, когда студент способен анализировать экономические ситуации с учетом   происходящих в обществе социально-экономических процессов и создавать собственные ситуации успешной реализации предпринимательских намерений, способен к преодолению соответствующих шаблонов и стереотипов.

Результаты исследования позволяют говорить о необходимости психологической подготовки студентов к основам предпринимательской деятельности, формирования адекватных представлений о психологических условиях зарождения и развития предпринимательства в России; психологии предпринимательства (психологическая сущность предпринимательства, психологические особенности личности и деятельности предпринимателя, социально-психологические предикторы успешной предпринимательской деятельности); ведущих факторах психологической готовности личности к предпринимательской деятельности.

 

Библиографический список

  1. Актуальные проблемы социальной психологии и психологии профессиональной деятельности: коллективная монография / Д.А. Китова и др.; Под редакцией Д.А.Китовой, О.И.Каяшевой. – СПб.: НИЦ АРТ, 2015.
  2. Базаров Т.Ю. Бизнес-образование: развитие организаций или организация развития // Органи-зационная психология. 2013. Т. 3. № 4. С. 92-108.
  3. Журавлев А.Л., Купрейченко А.Б. Отношение современных российских предпринимателей к морально-этическим нормам делового поведения // Социально-психологические исследования руководства и предпринимательства. Ответственные редакторы: Журавлев, Е.В.Шорохова. М.: Изд-во «Институт Психологии РАН», 1999.
  4. Позняков В.П. Психологические отношения индивидуальных и групповых субъектов жизнедеятельности // Психологический журнал, 2012, № 5. С. 67-74
  5. Лебедев-Любимов А.Н. Психология для экономистов: учебник и практикум для академического бакалавриата.  Москва.: Юрайт, 2014.
Категория: Психология предпринимательства в современных социально-экономических условиях
Просмотров: 235
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz