Экономическая психология в современном мире
Economic psychology in the modern world

  

Каталог статей
Конференции

Направления
Психология предпринимательства в современных социально-экономических условиях [4]
Формирование экономического сознания в условиях глобальных изменений [8]
Психология и этика бизнеса [6]
Психология менеджмента в экономике [3]
Психология потребительского поведения [6]
Психологические особенности отношения к деньгам, доходам и сбережениям [4]
Формирование общекультурных и профессиональных компетенций в сфере экономики и финансов [5]
Проблемы профессионального развития специалистов сферы экономики и финансов [4]

English

Поиск

· RSS 23.06.2017, 18:30

Главная » Статьи » Формирование общекультурных и профессиональных компетенций в сфере экономики и финансов

Суслопарова П.С. Самодетерминация и морально-этическая ответственность личности (на примере студенческой выборки)

Морально-этическая ответственность – это ответственность человека, основанная на самооценке его поступков с точки зрения норм морали, существующих в данном обществе. Иначе моральную ответственность можно понимать как ответственное поведение по отношению к окружающим [1; 5]. Но, как можно заметить, такое поведение характерно не для всех людей. В чем же причина ответственного или безответственного с моральной стороны поведения человека?

Именно вопросы мотивации поведения изучает теория самодетерминации, разработанная Э.Деси и Р.Райаном. Самодетерминация – это осознание личностью себя как субъекта собственной жизни [3], выражающееся в способности выбирать и вообще иметь выбор. Теория самодетерминации имеет в своем составе пять подтеорий [2]:

- теория когнитивной оценки (Cognitive Evaluation Theory, CET), - определяет факторы, объясняющие разнообразие внутренней мотивации: влияние различных событий на мотивацию обосновывается их психологическим значением для индивида;

- теория организмической интеграции (Organismic Integration Theory, OIT) - рассматривает внешнюю мотивацию и условия ее интернализации; важно не количество, а качество мотивации;

- теория каузальных ориентаций (Causality Orientations Theory, COT) -  рассматривает индивидуальные различия в поведении через выделение трех типов личностных каузальных ориентаций (автономной, контролируемой и безличной), тесно связана с идеей базовых потребностей; полное удовлетворение всех трех потребностей – автономная ориентация, неполное – контролируемая, отсутствие удовлетворения - безличная; все три ориентации есть у каждого человека, но степень их выраженности различается;

- теория базовых психологических потребностей (Basic Psychological Needs Theory, BPNT) – автономия, компетентность и связанность;

- теория содержания целей (Goal Contents Theory, GCT): долговременные цели относятся к одной из двух категорий. Первая касается внешних показателей ценности (накопление богатства, привлекательная внешность, влияние), вторая – внутренних (личностный рост, помощь другим людям, построение отношений). Было выяснено, что люди, придающие большее значение внешним целям, отличаются меньшим психологическим благополучием [6].

Самодетерминация, по мнению Деси, – это не только способность, но и потребность [8]. Именно поэтому одну из ключевых позиций занимает теория базовых потребностей. Согласно ей, у человека есть три основные потребности – в автономии, компетентности и связанности с другими людьми. Потребность в автономии означает потребность в самоопределении своего поведения и возможности выбирать, быть субъектом собственной жизни без изоляции от других людей. Потребность в компетентности заключается в желании человека быть полезным и максимально качественно, полно выполнять поставленные перед ним задачи. Переживание компетентности – это тип внутренней удовлетворенности. Наконец, потребность в связанности с другими людьми – это стремление взаимодействовать с людьми, которые понимают и принимают индивида. Эти потребности являются врожденными, и поэтому говорить стоит не об уровне их развития, а об уровне удовлетворения. Как правило, чем более полно эти потребности удовлетворяются на ранних этапах формирования личности, тем более самодетерминированной она становится в дальнейшем [7; 8].

Вышеназванные психологические потребности лежат в основе внутренне мотивированной активности. Но также есть активность, мотивы которой лежат извне. Внешняя и внутренняя мотивация различаются исходя из награды за деятельность. Если мотивация внешняя, то такой будет и награда. При внутренней мотивации вознаграждением за активность будет сама эта активность [11]. Рост внутренней мотивации зависит от социальных условий, которые могут как поддерживать автономию человека, так и разрушать ее. Внутренняя мотивация и ее проявления могут быть подавлены вследствие чрезмерного контроля. При этом, как мы уже знаем, способность к самодетерминации закладывается в раннем возрасте. Именно поэтому важным фактором развития является свобода. Нужно, чтобы человек ставил перед собой цели и учился их достигать путем принятия самостоятельных решений.

Несамодетерминированное поведение – поведение, причины которого находятся вне личности, которое определяется средой. Несамодетерминированным может быть поведение-привычка или поведение, полностью контролируемое эмоциями, которые препятствуют выбору.

Самодетерминированный человек действует на основе личного выбора, соотнося свои потребности и условия среды, а не на основе внешнего принуждения. Внешнее выражение самодетерминированность находит в спонтанности поведения, креативности; маркерами самодетерминации в речи является преобладание глаголов «хочу» над «должен» [4]. Самодетерминированный человек будет поступать так, как он считает нужным, исходя при этом из внутренних установок, в том числе моральных. Как мы понимаем, у всех людей уровень самодетерминации индивидуален, поскольку зависит как от удовлетворения психологических потребностей, так и от внешних условий. Тем не менее, мы предполагаем, что самодетерминированные личности обладают некоторыми схожими качествами в сфере морально-этической ответственности, поскольку для них характерен высокий уровень ответственности за свои поступки вообще.

Таким образом, целью исследования является выявление особенностей морально-этической ответственности личности с разным уровнем самодетерминации. Методики исследования: тест самодетерминации и опросник ДУМЭОЛП.

Респонденты: 42 студента 1 и 2 курса факультета МЭО и Юридического факультета. Среди них 21 юноша и 21 девушка, возраст - 17-19 лет.

Для того чтобы выявить взаимосвязь уровня морально-этической ответственности и самодетерминации, был проведен факторный анализ. В целом были выявлены три фактора, но рассмотрим наиболее интересный.

Анализ результатов факторного анализа показал: испытуемые с высоким уровнем самодетерминации отличаются высоким уровнем нравственной интуиции (-0,92557), общим высоким уровнем сформированности морально-этической ответственности (-0,80172) и альтруистическими эмоциями (-0,78134).

При анализе морально-этической ответственности важно не только рассматривать этическую корректность поступков, но и учитывать их явную и латентную детерминацию. Латентная детерминация включает в себя бессознательную мотивацию, степень осознанности и рефлексии. Таким образом, высокий уровень сформированности морально-этической ответственности говорит о том, что человек осознает свои поступки, не отделяет себя от них и их результатов, понимает себя, а значит, обладает достаточно высоким уровнем самодетерминации, что и подтвердили результаты факторного анализа.

Тот факт, что у респондентов с высоким уровнем самодетерминации выражены альтруистические эмоции, подтверждает положения теории базовых потребностей, так как альтруизм основывается на полезности действий для других людей (компетентность) и на связи с ними (связанность). Кроме того, альтруистические эмоции говорят о направленности на внутренние цели, что связано с достаточно высоким уровнем психологического благополучия, а значит, с удовлетворенностью базовых психологических потребностей.

Таким образом, респондентам, ощущающим жизнь как подвластную их контролю, соответствующую им, характерен высокий уровень сформированности морально-этической ответственности.

 

Библиографический список

1. Анненкова Н.В., Камнева Е.В., Полевая М.В. Актуальные вопросы профессиональной подготовки кадров для инновационной экономики // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2012. № 2 (6). С. 106-109.

2. Гордеева Т.О. Теория самодетерминации: настоящее и будущее. Часть 1: Проблемы развития теории [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2010. № 4(12).

3. Горская Г.Б., Гринь Е.И., Зернова Т.И., Скачкова С.О., Хорошун М.Э. Самодетерминация как мотивационный фактор субъектности студентов в учебной деятельности. // Физическая культура, спорт – наука и практика. 2008. №2. С. 30-34.

4. Дергачева О.Е. Автономия и самодетерминация в психологии мотивации: теория Э.Деси и Р.Райана // Современная психология мотивации / Под ред. Д.А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2002. С.103-121.

5. Камнева Е.В., Анненкова Н.В. Личная социальная ответственность и ее правовое регулирование // Акмеология. 2014. № S1-2. С. 95-96.

6. Камнева Е.В., Анненкова Н.В. Особенности мотивации учебно-профессиональной деятельности студентов ВУЗа с разным уровнем социально-психологической адаптированности // Научный вестник МГИИТ. 2012. № 2 (16). С. 87-97.

7. Камнева Е.В. Анализ психологического содержания временной перспективы в образе “Я” субъекта (в возрастном диапазоне от 6 до 18 лет): Дисс. канд. психол. наук. Тула, 2002. 191 с.

8. Карина О.В. Проблематика самодетерминации и экспектаций личности в гуманитарных науках: монография / О.В. Карина, Н.Е. Шустова, М.А. Киселева. Саратов, 2009. 77 с.

9. Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 10-1. С. 16-18.

10. Deci E. L. The psychology of self-determination// Toronto: Lexington books. - 1980.

11. Deci E.L., Ryan R.M. Intrinsic and Extrinsic Motivations: Classic Definitions and New Directions. // Contemporary Educational Psychology. – 2000. Р.54-67.

Категория: Формирование общекультурных и профессиональных компетенций в сфере экономики и финансов
Просмотров: 334
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz