Одним из первых исследователей совершивших попытку систематического изучения закономерностей жизненного пути стала Ш. Бюлер. В советской психологии вопрос жизненного пути впервые был поднят такими исследователями, как Н.А. Рыбников, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев. В целом, исследования жизненного пути можно разделить на три направления: генетическое (т.е. исследование объективно-биографических изменений в жизни человека; представители - Ш. Бюлер, Б.Г. Ананьев), субъективное (т.е. изучение событийных аспектов жизненного пути личности; представители - А.А. Кроник, Е.И. Головаха) и личностное (т.е. изучение жизненного пути через его объективацию в поведении; представители - С.Л. Рубинштейн, Л.И. Анцыферова), однако, вне зависимости от направления, исследователи, так или иначе, поднимают в контексте рассмотрения жизненного пути проблему жизненного выбора [5, 6, 7, 12].
На данный момент, в научной практике, еще не сформировалось универсальное определение жизненного выбора, однако, в качестве наиболее общего определения, можно привести определение, данное И.Р. Муртазиной: жизненный выбор - это "потенциально переломный момент жизненного пути человека, предопределяющий его дальнейшее содержание, включающий в себя активную деятельность человека по преобразованию сложившейся ситуации, а также принятие определенного решения из ряда существующих равновозможных альтернатив и ответственность субъекта выбора за свои действия"[10].
Существует множество классификаций жизненного выбора по различным критериям. Одной из наиболее часто используемых является классификация, различающая экзистенциальный, моральный и социальный выбор [9].
Выделяют шесть функций жизненного выбора: адаптивную, гностическую, аксиальную, разрешающую, регулятивную и акмеологическую [8].
Большинство исследователей склоняются к тому, что именно в юношеском возрасте происходит становление способности принимать ответственные жизненноважные решения, способствующие построению жизненной стратегии [2; 4; 5]. В периодизации Ш. Бюлер, именно в период с 16 до 30 лет, индивид пробует себя в разнообразных видах деятельности, что и носит первоначальный характер самоопределения, а следовательно и жизненного выбора личности.
П.И. Аропова связывает выбор жизненного пути с выбором жизненных целей и способом их достижения: «образа жизни, ценностного отношения к профессии, к семье, к свободному времени» [3]. В юношеском возрасте выбор жизненного пути определяется совокупностью выборов, совершаемых впервые: выбор профессии, выбор жизненных перспектив, выбор спутника жизни. При этом, образ будущего всегда напрямую связан со способностью сознательно мысленно представить себя в будущем (т.е. с психологической перспективой). К.А. Абульханова-Славская, Е.В. Камнева отмечают, что психологическая перспектива в юношеском возрасте проявляется по-разному: некоторые связывают представления о будущем с выбором профессии, некоторые – с личностными притязаниями, некоторые – с личными устремлениями (любовь, дружба, семья) [1; 5].
Вопрос о направленности развития субъекта, его жизненной задаче можно разрешить, стремясь понять человека в контексте жизненной ситуации. Потенциал субъектности можно охарактеризовать, как возможность человека взаимодействовать с жизненной ситуацией определенным, индивидуально специфическим образом. Соответственно можно предположить наличие феномена, в котором отражаются эти различия. Ими, по мнению Е.Ю. Коржовой, являются субъект-объектные ориентации в жизненных ситуациях, которые характеризуют степень зависимости внутреннего мира человека от внешнего, заключающуюся в «выстраивании» собственного бытия, т.е. субъектной включенности в жизненную ситуацию. Взаимодействия человека с жизненными ситуациями можно охарактеризовать как информационно-пространственно-временные, поскольку информация является актуальной либо потенциальной структурой пространства-времени.
В исследовании применялись метод мотивационной индукции Ж. Нюттена и опросник жизненных ориентаций Е.Ю. Коржовой.
В группе преобразователей жизненной ситуации трансситуационный локус контроля имеет положительную корреляцию с параметрами ближней перспективы: с событиями, происходящими в данный момент (0,6) и ожидаемыми в течение года (0,63).
В группе гармонизаторов жизненной ситуации отмечены связи трансситуационной изменчивости с мотивационными объектами, расположенными во второй половине взрослой жизни (0,59). Шкала «трансситуационное освоение внутреннего мира» также отрицательно коррелирует с этим периодом жизни (-0,75), а также с объектами профессиональной деятельности (-0,68).
Пользователи жизненной ситуацией отличаются внутренним трансситуативным локусом контроля, они ощущают ответственность за события своей жизни и стремятся ими управлять. Именно эта шкала имеет корреляцию с параметрами ближней перспективы, а именно с самым началом взрослой жизни (0,96) и всем первым периодом зрелости (0,79).
Шкала «трансситуационное освоение мира» имеет несколько связей с параметрами глубины временной перспективы. Для пользователей жизненной ситуацией не характерна обращенность к внутреннему миру, самоанализ, поэтому не удивительно, что освоение внешнего мира имеет отрицательную связь (-0,81) с моментом настоящего. Эта же шкала имеет высокую корреляцию с мотивационными объектами, расположенными в их временной перспективе в течение одного-двух лет (0,86). Молодые люди в настоящем времени стремятся к самоосуществлению во внешнем мире. Вся последующая жизнь (зрелость и старость) интересует пользователей меньше (-0,75). Также отмечены связи этой шкалы с содержательной наполненностью образа будущего, самые высокие из которых – с мотивационными объектами, относящимися к некоторым аспектам личности субъекта (0,81). Самоосуществление во внешнем мире пользователи видят за счет собственных личностных характеристик.
В группе потребителей жизненной ситуации обнаружено меньше всего связей между параметрами и содержанием временной перспективы и шкалами жизненных ориентаций. Выявлены достоверные связи мотивационных объектов, расположенных во второй половине взрослой жизни с трансситуационной стабильностью (-0,81), которая характеризует субъекта, стремящегося максимально реализовать возможности сегодняшнего дня.
Таким образом, каждый тип жизненных ориентаций отличается своеобразием связей с временной перспективой.
Библиографический список
1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни - М.: Мысль, 1991. 299 с.
2. Анненкова Н.В., Камнева Е.В., Мужичкова Ю.Е. Особенности профессионального становления личности студента – будущего специалиста в сфере экономики и финансов // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2011. № 4. С. 122-125.
3. Арапова П.И. Образ будущего и выбор жизненного пути в юношеском возрасте // Вестник ПСТГУ. Серия 4: Педагогика. Психология . 2015. №1 (36). С.122-129.
4. Буянова С.М. Исследование представлений о себе посредством самоописаний в юношеском возрасте // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2013. № 3-1. С. 249-256.
5. Камнева Е.В. Анализ психологического содержания временной перспективы в образе “Я” субъекта (в возрастном диапазоне от 6 до 18 лет): Дисс. канд. психол. наук. Тула, 2002. 191 с.
6. Киселева М.А. Антиципация жизненного пути и социальное самочувствие молодого поколения. / Киселева М.А. [и др.]. Саратов, 2009.
7. Киселева М.А., Карина О.В., Шустова Н.Е. Проблема влияния прокрастинации на процесс самоопределения личности. // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2014. С. 22.
8. Комлев А.А. Психологические факторы значимого жизненного выбора : автореф. дис. ... канд. психолог. наук. -Тамбов, 2003. 22 с.
9. Мещеряков В.А. Выбор как научная категория // Вестник ОГУ. 2012. №2. С.142-148.
10. Муртазина И.Р. Отечественные подходы к пониманию жизненного выбора // Психология XXI века: Материалы Международной научно-практической конференции "Психология XXI века" 21-23 апреля 2011 года. - СПб.: СПбГУ, 2011. С. 74-76.
11. Полевая М.В. Особенности адаптации студентов в вузе // Актуальные проблемы социальной и экономической психологии: методология, теория, практика: Сборник научных статей. Выпуск третий. – М.: «Спутник+», 2015. С. 101-104.
12. Шулепова А.Н. Варианты жизненного пути в молодости // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2009. №2. С.195-207.
|