1. Признаки коррупционного нарушения организационно-правового и/или морального характера, содержащегося в действии должностного лица:
заранее предусмотренная, та или иная личная коммерческая выгода, которую можно извлечь только благодаря административным и другим ресурсам, предоставляемым занимаемой должностью;
- явно/неявно возникающее и публично установленное противоречие между действиями должностного лица и интересами организации или общества;
- наличие факта взаимодействия двух и более сторон, дающих повод и подтверждающих свое заинтересованное участие как процесс осуществления коррупционного действия;
- установление факта нарушения морально-этических принципов и норм [3].
2. Коррупционное действие несет нарушение законодательства и являться правонарушением с юридической точки зрения. Тем самым, оно подлежать административной/уголовной ответственности. Но коррупционное действие еще и нарушение в нравственном отношении, т.е. проступок этического характера.
Противостоять природе стяжательства и сопровождающего его мошенничества, нарушающих эти нормы, может только так называемая высоконравственная личность – человек, живущий в неменьшей степени идеальной (духовной, служебной) составляющей, чем материалистической и измеряемой натуральными потребностями.
3. Механизмы действия и распространения коррупции в общем случае сводятся к следующим отношениям в социуме. Коррупционное действие базируется на предварительном очном/заочном договоре/соглашении между людьми. Условия соглашения реализуются, будь то этичное/законное или неэтичное/ противоправное действие. Человека нельзя принудить участвовать в коррупционном действии (оно всегда носит характер, минимум, двусторонних отношений), если он сам не хочет этого; это его выбор, пусть даже перед лицом опасности.
Получается, что коррупция как вид неэтичных/противозаконных социо-экономических действий еще и особая (связанный с оценкой риска последствий таких действий и выбором) форма межличностных отношений, что не уменьшает ее опасности и нежелательности для общества, поскольку часто сопровождается мошенничеством, способствует незаконной легализации денежных средств и финансированию терроризма.
4. Форма социального взаимодействия, обеспечивающая коррупционное действие, довольно проста и потому легкодоступна и имеет различные формы проявления. Обыватель оправдывает свои действия «социально справедливо» как: «порадеть родному человечку», «долг платежом красен», «рука руку моет» и т.д. То есть в случае коррупции договорные отношения приобретают характер неэтичного/противозаконного действия, причем с обеих сторон.
5. При отсутствии устойчивых внутренних правил и нравственных норм поведения субъекта, «безнаказанное» первое коррупционное действие может привести к искушению повторить. Формируется тип поведения, когда коррупционизированные отношения становятся стилем жизни и работы. Ради личной выгоды они, постепенно деградируя, готовы идти на любые противозаконные и неэтические действия. Выбор осуществляется на основе личностных установок и критериев общественной шкалы нравственных ценностей. Особенно раздражают и даже отчасти разлагают общественное сознание случаи относительной безнаказанности за коррупционные действия, когда строгое наказание за установленное судом преступление заменяется домашним арестом в вполне комфортных условиях, как это случилось в широко обсуждаемом коррупционном скандале с компанией «Оборонсервис».
6. Некоторые негативные последствия коррупции, имеющие общественное значение [1,2]:
- расходование ресурсов с отклонением от целевых установок и, как следствие, снижение эффективности общественного производства, сокращение доходности всех уровней, в целом, снижение ВНП;
- сокращение роста и даже понижение уровня жизни подавляющего большинства населения вне коррупционных потоков;
- отрицательное воздействие на нравственное влияние на развитие устойчивых нравственных институтов и норм поведения новых поколений;
- формирование мотивации к нарушению закона и противоправным действиям у населения (например, к теневым формам хозяйствования, хищениям и пр.);
- снижение доверия к властным и правоохранительным органам, государства и законодательству в целом, дискредитация понятия «государственная служба»;
- подмена нравственных ориентиров и ценностей ошибочными установками;
- возникновение и накопление отрицательных общественных эмоций и их социализация;
- расслоение и обострение разобщения общества;
- деградация личности в сторону бездуховного, эгоистического начала и утраты ответственности перед обществом, пренебрегающей своим человеческим и служебным долгом.
В итоге уверенно можно говорить о том, что коррупция как социальное явление не только препятствует государству как социальной, общественной организации осуществлять стоящие перед ним задачи, нанося прямой ущерб обществу, но и морально развращает участников коррупционных процессов, оказывая негативное влияние на судьбы отдельных людей и целых родов [4].
7. Методики преодоления коррупции в итоге сводятся наряду с ограничительными и принудительными внешними организационно-правовыми мерами общества также и к морально-нравственному и гражданскому внутреннему воспитанию личности, т.е., по сути, к профилактике неэтичного поведения и закреплению иных общественно полезных нравственных норм [5,6].
Методики и действия, логически вытекающие из всего вышесказанного и реально способствующие профилактике, предупреждению, ограничению до допустимого уровня, нормированию коррупции как ограниченного трансакционного экономического механизма гармонизации сделок, могут включать следующие меры:
- реальное наполнение программ антикоррупционных действий организаций эффективными мерами противодействия, а не некоей их симуляцией, как это часто представлено формальными отписками на сайтах организаций (что само по себе неэтично) в ответ на требование Федерального закона «О противодействии коррупции» (ст. 13.3) об обязательном проведении этой работы в организациях;
- обеспечение прозрачности исполнения бюджетов и движения финансовых потоков (государства/предприятия) за счет введение публичной отчетности с обязательной публикацией независимых экспертиз исполнения в ежегодных бюллетенях/сводках по предприятию;
- обеспечение реальной прозрачности доходов работников и служащих для проверяющих и контролирующих органов при всей трудности реализации этого требования (используя, например, опыт европейских стран);
- последовательная разработка и внедрение в практику общественной жизни института омбудсменов и общественных независимых институтов экспертов, через которые граждане могли обжаловать неэтичные/противоправные действия чиновников и служащих;
- нормализация общей социально-экономической системы государства, которая позволила бы констатировать наличие стабильного развития, справедливого распределения ресурсов, достойного минимума доходов, равенства в социально-политических правах, высокого уровня жизни всех граждан страны;
- разработка и внедрение воспитательно-образовательной системы морально-нравственного и гражданского развития личности в новых условиях развития экономики и общества, начиная со школы, поскольку прежняя шкала нравственных ценностей (в частности, кодекс молодого строителя коммунизма) распалась, а современная - не сформировалась, поскольку заимствование западной модели индивидуальных ценностей и приоритета «золотого тельца» в большей части не отвечает исторической традиции российского общества.
8. Процесс внедрения новых морально-нравственных ценностей, как любой новой идеологической или социальной программы, в людское сознание чрезвычайно длителен по времени, но планомерность работы гарантирует стабильный и продолжительный результат [8,9]. Их формирование – место идеологического противостояния различных политических сил. Использование только религиозных установок может оказаться недостаточным в силу определенной противоречивости моральных институтов различных конфессий, наличия сектстанских проявлений и в целом, не религиозности части общества. В настоящее время предпринимаются специальные усилия в этой сфере (особенно для таких непростых в социальном смысле территорий как Северный Кавказ, Татарстан, Калмыкия и другие регионы повышенного социального тонуса), формирование национальной гражданской идеи и нравственной основы, объединяющей большую часть населения. Но работа еще далека от получения заметных результатов.
Второй проблемой становится освоение массовым сознанием в полной неопределенности современности выработанных или еще формируемых новых нравственных ориентиров и установок. Ускорить внедрение разработок возможно посредством распространения подготовленных учебных материалов и организацией повсеместных (СМИ, интернет-пространство, система образовательных институтов) лекций, семинаров, курсов, которые побудили бы людей к активному самообразованию. Понимая, что основные стимулы к этичному или неэтичному поведению исходят от руководящих инстанций (так называемый «тон сверху»), можно рекомендовать начать активную работу в этих направлениях на уровне государственных и региональных органов управления.
9. Основные вопросы, требующие решений, традиционно, заключаются в следующем:
а) разработке научно-обоснованных методических материалов, т.е. конкретных идейных посылов и их последовательном методическом оформлении, содержание которых, в частности, отражает демонстрацию того, чем россияне владеют и чем могли бы владеть при сведении коррупции к минимуму (т.е. показать, сколько может выиграть общество и каждый человек от противодействия коррупции в экономическом и моральном смыслах),
б) артикуляция концепций на государственном уровне и предании им статуса государственных (национальных) программ, публичности их исполнения и оценки их эффективности независимой экспертизой,
в) выделении необходимого и достаточного материального ресурса (возможно, специальной статьи в государственном бюджете) на их внедрение.
Учитывая то, что основная тема доклада - это предупреждение и профилактика коррупции на уровне личности, необходимо начать с констатации следующего факта: истинные лояльность, преданность, добросовестность и активность граждан никогда не стимулируются деньгами, принуждением или страхом наказания [10]. Они проистекают из системы сформированных внутренних установок каждой отдельной личности, т.е. из системы миросозерцания, которая формируется в результате воспитания и образования личности, происходящих на протяжении всей ее жизни. И страх наказания способен удержать человека от совершения неэтичного поступка только в случае, если подобная внутренняя установка все-таки имеет место.
Библиографический список
- Аминов Д.И. Коррупция как социально-правовой феномен и пути её преодоления / Д.И. Аминов, В.И. Гладких, К.С. Соловьев — М.: Юрист, 2002.
- Альбац Е. М. Бюрократия: Борьба за выживание. — М.: ГУ ВШЭ, 2000.
- Богданов И. Я. Коррупция в России: Соц.-экон. и правовые аспекты / И.Я. Богданов, А. П. Калинин; Рос. акад. наук. Ин-т соц.-полит. исслед. — М., 2001.
- Борьба с ветряными мельницами? Социально-антропологический подход к исследованию коррупции. — СПб.: Алетейя, 2007. 234 с.
- Бродман Г., Риканатини Ф. Корни коррупции: важны ли рыночные институты? / Пер. с англ. // World Bank Policy Research Working Paper 2368. 2000.
- Козонов, Э.Ю., Жукаев А.М. Коррупция: истоки и пути преодоления. - М.: МАКС Пресс, МГУ им. М.В. Ломоносова, 2006.
- Коррупция и бюрократизм: истоки и пути преодоления: Темат. сб. / Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации; [Отв. ред. Иванов Г.И.]. — М.: РАГС, 1998.
- Кузьминов, Я.И. Тезисы о коррупции. — М.: Гос. ун-т. Высш. шк. экономики, 2000.
- Основы борьбы с коррупцией (Системы общегосударственной этики поведения) / под ред. С. В. Максимова — М.: 1999.
- Роуз-Аккерман, С. Коррупция и государство. Причины, следствия, реформы / Пер. с англ. О. А. Алякринского. — М.: Логос, 2003.
|