Экономическая психология в современном мире
Economic psychology in the modern world

  

Каталог статей
Конференции

Направления
Психология предпринимательства в современных социально-экономических условиях [4]
Формирование экономического сознания в условиях глобальных изменений [8]
Психология и этика бизнеса [6]
Психология менеджмента в экономике [3]
Психология потребительского поведения [6]
Психологические особенности отношения к деньгам, доходам и сбережениям [4]
Формирование общекультурных и профессиональных компетенций в сфере экономики и финансов [5]
Проблемы профессионального развития специалистов сферы экономики и финансов [4]

English

Поиск

· RSS 20.04.2024, 02:41

Главная » Статьи » Формирование общекультурных и профессиональных компетенций в сфере экономики и финансов

Бадмаева С.В. Формирование исследовательских компетенций аспирантов посредством использования научной коммуникации

Развитие инновационной экономики России предъявляет высокие требования к подготовке научно-педагогических кадров, а особенно – выходящим на рынок труда после получения третьего уровня высшего образования - аспирантуры. Именно в процессе обучения в аспирантуре закладываются основные педагогические и исследовательские компетенции научно-педагогических кадров. От развития этих компетенций зависят профессиональные и жизненные ориентиры молодого преподавателя и исследователя.

С начала 1990-х годов и до последнего времени в России вопросу формирования исследовательских компетенций не уделялось достаточного внимания. А это, в частности, привело к сокращению численности лиц, занятых в научной сфере, ослаблению интереса молодежи к научной деятельности, оттоку молодых кадров из науки и образования.

В данной статье нами рассматриваются исследовательские компетенции как целостная, системная характеристика личности аспиранта, проявляющаяся в его готовности занять активную исследовательскую позицию по отношению к своей деятельности и к себе как ее субъекту с целью переноса смыслового контекста деятельности от функционального к преобразующему. По мнению современных ученых, исследовательские компетенции включают элементы методологической, надпредметной, логической деятельности, способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии и могут рассматриваться как составная часть познавательной компетентности.

За последние годы проблема формирования исследовательской компетенции вызвала большой интерес в кругу ученых. Изложением теоретических вопросов проблематики исследовательской компетенции занимались такие ученые, как А.В. Хуторская, И.И. Холодцова, Дж. Равен, К.Ш. Ахияров, Е.В. Набиева. Составляющие практической части исследовательской компетенции в разных сферах общества отражены в работах А.Э. Ишковой, С.И. Осиповой, Л.В. Елисеевой и С.И. Брызгаловой.

При анализе качества подготовки к научно-исследовательской деятельности современных аспирантов можно рассматривать исследовательские компетенции как совокупность ключевых, базовых и специальных компетенций. В составе ключевых компетенций можно выделить:

• исследовательские навыки и техники (способность видеть и устанавливать актуальность проблемы; оригинальное, независимое и критическое мышление; способность к развитию теоретических идей; знание научных достижений в своей области и смежных областях и т.д.);

• использование исследовательской среды (соблюдение норм поведения относительно прав других исследователей – соблюдение конфиденциальности, этических норм, копирования, собственности на информацию; следование стандартам хорошей исследовательской практики и др.);

• управление исследованием (нахождение и оценка соответствующих источников необходимой информации; правильное использование информационных технологий и др.) [8];

• самоэффективность (проявление творческого, инновационного и оригинального подхода к своему исследованию; гибкость и открытость ума; самообучаемость; самодисциплина, мотивация; инициатива, независимость в работе, и т.д.);

• коммуникативные навыки (ясность смысла написанного текста; адаптация изложения своих идей применительно к аудитории; содействие ознакомлению широкой публики с исследуемой проблемой; эффективная поддержка других в процессе обучения и т.д.) [2];

• опыт сетевой и групповой работы (создание и развитие сетевого сотрудничества; выслушивание, передача и получение обратной связи; ответственность за других при организации обратной связи и т.д.) [5];

• управление карьерой (способность управлять собственной карьерой; переносимость исследовательских навыков в другие рабочие среды; способность видеть широкий спектр возможностей внутри организации и за ее пределами; умение представлять свои навыки, возможности и опыт работы и т.д.) [3].

Таким образом, исследовательская компетенция - определяется как заранее заданное социально значимое требование к самостоятельной познавательной деятельности, владению способами действий в нестандартных ситуациях, владению способами физического и духовного саморазвития, а также информационно-коммуникативными технологиями [6]. Суть данного определения заключается в том, что данное понятие определяет не столько комплекс определенных навыков, сколько является своеобразной реакцией на нестандартные ситуации, преодоление которых предполагает постоянное саморазвитие, отражающее основные запросы современного общества.

Несколько десятилетий назад аспирантами становились выпускники вузов, владеющие подобными компетенциями, проявившие навыки творческой и научной деятельности, способность к самообразованию, склонность к научно-исследовательской работе и прошедшие конкурсный отбор. К сожалению, хотелось бы отметить, что в настоящее время из тех, кто поступает в аспирантуру, значительная часть молодых выпускников специалитета и магистратуры не имеет навыков ни преподавательской, ни научно-исследовательской работы.

В российском научном сообществе наблюдаются серьезные проблемы, связанные с поддержанием внешних научных коммуникаций и, как следствие, с интеграцией в мировое научное сообщество. Чем более объединенным и мощным будет становиться мировое научное сообщество в условиях глобализации, тем сложнее будет российским ученым поддерживать контакты и соответствовать международному уровню развития пауки.

В настоящее время формирование исследовательских компетенций аспирантов в России может эффективно проходить посредством активного освоения навыками использования научной коммуникации.

Научная коммуникация представляет собой сложную социокультурную систему, которая позволяет устанавливать разные связи внутри научного сообщества, а также между научным сообществом и социальным обществом для построения, развития и использования научных знаний.

Богданова И.Ф. отмечает, что научные коммуникации состоят из следующих компонентов:

  1. Непосредственные связи – личные беседы, очные научные дискуссии, устные доклады.
  2. Связи, опосредствованные техническими средствами тиражирования информации: публикации (книги, научные и реферативные журналы, сборники научных трудов, материалов конференций и др.), препринты, непубликуемые материалы (научные отчеты, экспериментальные данные и др.).
  3. Смешанные связи - научные семинары, конференции, симпозиумы, научно- технические выставки и др. [4].

При формировании исследовательских компетенций молодых ученых и аспирантов важно учитывать следующие критерии их исследовательской компетентности: продуктивность, вклад в развитие науки. Данные критерии напрямую зависят от возможности поддерживать неформальные научные коммуникации в коллективе.

Многовековая практика развития научной и исследовательской деятельности показала необходимость комплексного развития всех доступных методов научных коммуникаций: от личного общения ученых, работающих над одной и той же проблемой, научных семинаров, форумов, конференций и симпозиумов, до ориентированных на более широкую аудиторию форм, как написание учебников, лекций и статей ведущими специалистами из области науки. Однако до недавнего времени доступ к ним был затруднен или же открыт лишь «избранным». С появлением же интернета этот вопрос стал меняться, множество ученых, студентов и одаренной молодежи, интересующейся наукой или просто любознательных, получили возможность открытой коммуникации между собой и как следствие рост собственной компетенции в том или ином вопросе. В качестве основного средства научной коммуникации современные ученые используют такие сервисы Интернета, как электронная почта, форумы, блоги, онлайн-конференции, так же набирают свою популярность социальные научные сети [1;7;8].

Таким образом, на сегодняшний день становится актуальным решение проблемы формирования исследовательских компетенций аспирантов для эффективного вхождения в научное сообщество посредством использования научной коммуникации в онлайновом пространстве. Современные средства научных коммуникаций не только расширяют потенциальные возможности развития профессионального общения ученых, но и оказывают влияние на изменение характера всей научной деятельности, что в свою очередь требуют формирования исследовательских компетенций у аспирантов во время их обучения в системе высшего образования.

 

Библиографический список

1. Анненкова Н.В. Формирование общекультурных компетенций интерактивными методами обучения // Прикладная психология и психоанализ. 2015. № 1. С. 7.

2. Бадмаева С.В. Формирование коммуникативной компетентности будущих менеджеров по персоналу. // Социально-экономические и психологические проблемы управления. Сборник научных статей по материалам Третьей Всероссийской научно-практической конференции, проходившей в Московском городском психолого-педагогическом университете с 25-27 апреля 2012 года /Под общей ред. М.Г. Ковтунович. – М.: МГППУ, 2012.

3. Бадмаева С.В. Практикум по психологии управления -  Учебное пособие – М., ГОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», 2011.

4. Богданова И.Ф. Онлайновое пространство научных коммуникаций // Социология науки и техники, 2010, №1.С.140.

5. Горбунов-Посадов М. М. Интернет-активность как обязанность ученого // [Электронный ресурс]. 2009. Режим доступа: http: // www.keldysh.ru/gorbunov/duty.htm.

6. Касаткин В.Н. Эффективная форма воспитания способной молодежи: ученые записки ТНУ. Выпуск № 3 (42) / В.Н. Касаткин / - [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL:http://www.crimea.edu/tnu/magazine/scientist/edition3/n03015.html.

7. Осипова С.И. Развитие исследовательской компетентности одаренных детей: лекция / С.И. Осипова / - [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL:http://www.fkgpu.ru/conf/17.htm.

8. Ширванов Р.А., Камнева Е.В., Анненкова Н.В. Применение информационных технологий для управления компетенциями в процессе обучения // Акмеология. 2014. № S3-4. С.196-197.

Категория: Формирование общекультурных и профессиональных компетенций в сфере экономики и финансов
Просмотров: 1944
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz