Экономическая психология в современном мире
Economic psychology in the modern world

  

Каталог статей
Конференции

Направления
Психология предпринимательства в современных социально-экономических условиях [4]
Формирование экономического сознания в условиях глобальных изменений [8]
Психология и этика бизнеса [6]
Психология менеджмента в экономике [3]
Психология потребительского поведения [6]
Психологические особенности отношения к деньгам, доходам и сбережениям [4]
Формирование общекультурных и профессиональных компетенций в сфере экономики и финансов [5]
Проблемы профессионального развития специалистов сферы экономики и финансов [4]

English

Поиск

· RSS 20.10.2017, 00:47

Главная » Статьи » Психология потребительского поведения

Мигел А.А. Влияние рыночных отношений на психологию российского человека

С начала 90-х годов 20 века доминирующей в России становится модель рационального экономического человека, стремящегося максимизировать свою выгоду, прибыль от коммерческой деятельности, сводит многогранную личностную экономическую психологию к ее важному, но частному проявлению. Не случайно американский экономист Пол Хейне иронично заметил «Мы отпразднуем труса и постановим, что не существует правильного определения прибыли». Отсюда и спорные положения по проблеме ее максимизации, необходимости зацикливания именно на данной цели в экономическом движении.

В реальной действительности в человеке соседствуют и по-разному проявляются черты его многогранной личности. Например, наряду с экономической рациональностью проявляется также иррациональность, называемая психологами «когнитивной несостоятельностью субъекта». Такое поведение проще, не требует больших  затрат мыслительной энергии, становится формой предпочтения людей, не задумывающихся о глубинных мотивах и целях жизни.

Наряду с рациональным и иррациональным, человеку присуще инерционное, и напротив креативное экономическое поведение. В каждом случае свои посылы.

Реального российского человека можно с полной уверенностью назвать психологическим, он руководствуется, прежде всего, эмоциями, которые распространяются и на экономическое поведение.

Модель поведения российского человека во многом предопределяется историей и национальной культурой. В российских условиях эгоистическая личность не может служить идеалом, предпочтительнее ставка на приоритет общественных интересов над частными. Психологию поведения современного человека представляется правомерным связывать не с образом абстрактного экономического человека, а с его ролевыми функциями в экономике как хозяйственной системе. Можно разграничить психологию поведения производителя и потребителя, руководителя и подчиненного, наблюдателя и деятеля [1].

В модели поведения каждой группы есть определенные черты, которые в условиях кардинальных трансформаций деформируются не всегда в лучшую сторону. Таким изменениям крайне важно своевременно противостоять. Это однозначный приоритет в работе органов государственного управления.

Формирование рынка в России ознаменовалось появлением различных форм собственности и хозяйственной деятельности, элементов предпринимательской свободы, новых социальных групп. Одновременно произошла отмена обязательной занятости, снижение социальных гарантий. Здесь уместен вопрос: что же важнее для российского человека? Рыночная свобода – или гарантии?

Принятая констатация: в советской стране предоставлялись гарантии, но не было свободы. Рынок меняет акценты. Ставка на институт свободы сделана в ущерб гарантиям. Следующее сравнение было до 90-хгодов – стало в современной России.

В советское время господствовало убеждение, что обмен, купля-продажа товаров – вторичное явление в сравнении с  производством. Теперь товарообменный рынок выведен на первый план, а производственной психологии уделяется вторичное внимание. Отсюда и акценты на психологию потребительского выбора.

В таких условиях продолжаются изменения в идеологии, во взаимоотношениях людей, ценностных ориентациях. По результатам социологического опроса, проведенного Институтом социальных исследований, к новой экономической реальности сумели адаптироваться всего 10-15% россиян. Основная масса населения почти постоянно чувствует свою неуверенность и беззащитность (табл. 1) [2].

Таблица 1.

Распространенность тревог по поводу неопределенности будущего (в %)

Вариантов ответов

1993г

1998г.

2001г.

2003г

2006г.

2007г.

2011г.

Очень тревожит

32,3

77,1

57,6

54,2

45,6

32,2

39,9

Скорее тревожит

48,8

18,1

33,9

26,4

32,7

38,0

45,5

Мало или совсем не тревожит

15,0

2,6

5,1

10,8

14,1

24,2

11,0

Затруднились ответить

4,7

2,2

3,4

8,6

7,6

5,6

3,6

Источник: Институт социальных исследований (ИСИ)

Работа  по обработке результатов социологических опросов продолжается, в том числе Фондом общественного мнения (ФОМ), Левада-Центром и др.

Тревог у россиян и в 2014-2015гг.  меньше не стало. Население в первую очередь беспокоится по поводу роста цен (82%), бедности (43%), безработицы (38%), кризиса в экономике (36%) (табл. 2).

Таблица 2.

Какие из следующих проблем нашего общества тревожат Вас больше всего, и Вы считаете их самыми острыми?

Показатели

2014г

февраль

2014г.

август

2015г.

февраль

Рост цен

69

71

82

Бедность, обнищание большинства населения

51

40

43

Рост безработицы

33

26

38

Кризис в экономике, плохое состояние промышленности и сельского хозяйства

29

28

36

Падение курса рубля/обесценивание денег

-

-

31

Война на востоке Украины

-

-

28

Коррупция, взяточничество

32

26

21

Санкции Запада против России

-

-

15

Ухудшение состояния окружающей среды

16

14

19

Слабость государственной власти

8

6

6

Источник: Социологический опрос Левада-Центра

По результатам опроса ФОМ 1 марта 2015г. за последние месяцы материальное положение россиян ухудшилось, причем доля тех, кто сказал об ухудшении материального положения, впервые за периоды наблюдений превысила отметку в 50%. 39% респондентов признались, что им не хватает денег до следующей зарплаты.

Минэкономразвития прогнозирует снижение уровня зарплат у россиян в 2015 году на 9,8%. По оценке российского экономиста, директора института стратегического анализа ФБК Игоря Николаева текущий кризис «обернется для россиян падением уровня жизни примерно в 2 раза» Доля бедных среди россиян в текущем году вырастет до 12,4% с 11%  в 2014г. из-за сокращения реальных доходов.

В ухудшающихся мега, макро и микро экономических условиях основные претензии россиян к деятельности Правительства РФ связаны с экономикой.

Согласно опросу, проведенному Левада-центром, 55% респондентов считает, что именно власти не могут справиться с ростом цен и снижением доходов. В марте 2014г. этот показатель составлял 41%.

31% опрошенных россиян считает, что у Правительства РФ нет продуманной экономической программы, есть только общие представления о том, что нужно делать в создавшихся условиях. А каждый 4-ый (26%) уверен, что у Правительства нет экономической программы, и все решения принимаются под влиянием обстоятельств.

Таблица 3.

Как Вы думаете, есть ли у Правительства РФ продуманная экономическая программа?

 

2000г.

V

2001г.

IV

2007г.

IV

2008г.

XII

2013г.

II

2015г.

II

У Правительства есть продуманная экономическая программа

22

21

29

32

23

31

Продуманной программы нет, есть лишь самые общие представления о том, что нужно делать в создавшихся условиях

38

37

34

27

38

31

У Правительства нет программы, решения принимаются под влиянием обстоятельств

22

30

28

26

24

26

Затрудняюсь ответить

19

13

10

15

14

12

Источник: Социологический опрос Левада-Центра

В таких условиях очень сложно рассчитывать на государство. А может быть и не надо надеяться на помощь государства? Исключительно расчет на собственные силы и свободу хозяйственной деятельности. Основные рыночные постулаты отстаивают именно эту логику экономического поведения индивидуума. Тогда и не будет развиваться в обществе феномен социального инфантилизма. Согласиться с данным выводом нельзя.

Только в условиях развитых институтов, экономики, социальной сферы, сформировавшейся системы приоритетных ценностей, рыночной психологии у государства появляется  право минимизировать свои функции, ограничить присутствие в экономике и социальной сфере, отпустить ситуацию в «свободное плавание». Россия пока не может продемонстрировать необходимый уровень развитости институциональной среды, рыночной психологии. По результатам опроса Института социальных исследований, в шкале приоритетных ценностей, обеспечивающих социальный статус российского человека – владение деньгами и материальными благами. Нравственно-этические категории, чувство долга, совесть, моральная и гражданская ответственность отступают на второй план. Нельзя забывать, что на протяжении многих веков, проблема нравственности занимала особое место в экономической и политической жизни страны и должны продолжать занимать.

Необходимо остановить развитие исключительно психологии подражания потребительскому обществу [3].

Сегодня на психологию людей, в первую очередь молодых, выбор ими правильных приоритетов государство может и обязано влиять. Власти должны включиться в сложный процесс изменения мотивации людей, в первую очередь молодежи.

 

Библиографический список

1. Мигел А.А., Мигел Д.М. Принципы западного рынка и «Экономикса» требуют уточнения//В сборнике: Инновационное развитие современной науки Сборник статей Международной научно-практической конференции: в 9 частях. Ответственный редактор А.А. Сукиасян, 2014. С. 19-22

2. Цветкова Р. В массовом сознании присутствует постоянный стресс // НГ-Политика- 2012-07-03.

3. Шмигин И. Философия потребления. Харьков: Гуманитарный центр. 2009. 304с.

 

Категория: Психология потребительского поведения
Просмотров: 218
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz