Экономическая психология в современном мире
Economic psychology in the modern world

  

Каталог статей
Конференции

Направления
Психология предпринимательства в современных социально-экономических условиях [4]
Формирование экономического сознания в условиях глобальных изменений [8]
Психология и этика бизнеса [6]
Психология менеджмента в экономике [3]
Психология потребительского поведения [6]
Психологические особенности отношения к деньгам, доходам и сбережениям [4]
Формирование общекультурных и профессиональных компетенций в сфере экономики и финансов [5]
Проблемы профессионального развития специалистов сферы экономики и финансов [4]

English

Поиск

· RSS 28.03.2024, 14:19

Главная » Статьи » Психология потребительского поведения

Махаматова С.Т. Экономическое поведение населения РФ в условиях санкционирующей экономики 2014-2015 гг.

В условиях нарастания геополитической и экономической напряженности и отсутствии требуемых преобразований в российской экономике, актуальна  тема экономического поведения населения в условиях санкций.

Говоря о стратегиях экономического поведения, отмечают два вида мотивации: сохранение и приумножение.

В период трансформационного кризиса 90-х населению уже пришлось применить данные способы выживания, когда приоритетным была иностранная продукция и ее скупали по низким ценам, в основном это были товары длительного пользования. Сейчас проблема та же, но приоритет сместился в сторону не иностранной продукции, а в сторону иностранной валюты. Теперь каждый стремится избавиться от национальной валюты в пользу доллара или евро. Бегство от национальной валюты – как в наличной, так и безналичной форме – стало распространенной практикой среди населения и бичом всей экономики РФ.  В результате, как подсчитал Центробанк, российские граждане в феврале–марте 2014 года купили ровно столько валюты, сколько на пике кризиса 2008 года. В декабре 2008-го население купило валюты на рекордные 14,3 млрд долларов, в марте 2014 г. рекорд был повторен [3].

По мнению Кристины Евтифьевой, эксперта Центра развития НИУ ВШЭ, «бегство от рубля» стало одним из факторов снижения в марте 2014 г. реальных располагаемых доходов населения почти на 7%, которое зафиксировал Росстат.

В условиях роста цен и высокой инфляции, население стало все свои сбережения стало вкладывать в недвижимость, считая это наиболее безопасным и надежным средством. По данным ВЦИОМ, самым надежным способом вложения денег более половины (51%) россиян по-прежнему считают приобретение недвижимости. [3]

Те же настроения остаются и в 2015 году. Исследовательская компания «Synovate Comcon» опубликовала результаты исследования потребительского поведения и экономических настроений россиян в начале 2015 года.

Как показали результаты исследования, доля обеспокоенных новым экономическим кризисом в России выросла по сравнению с концом прошлого года. Сейчас 78% экономически активного населения крупных городов России обеспокоены кризисом, в первую очередь из-за увеличения цен, резкого падения курса рубля и проблем с заработной платой. При этом нестабильность курса рубля остаётся главным событием для экономически активного населения российских городов-миллионников. Влияние курса на себе уже ощутили 66%. [4]

Основным показателем экономического кризиса 2015 года является рост цен. В январе уже 91% опрошенных сказали, что они или их родственники за последний месяц ощутили на себе повышение цен. Наиболее заметно подорожание в категориях продуктов питания, цифровой и бытовой техники и электроники, лекарств и бензина. Хуже, чем в разгар предыдущего кризиса, обстоят дела и с доступностью продуктов на полках магазинов. [4]

На фоне сокращения зарплат и премий (уже 48% опрошенных или членов их семей столкнулись с этой проблемой) потребители продолжают урезать расходы: более половины (58%) начали экономить на отдыхе и досуге, 41% — на еде и одежде. 23% запасаются продуктами питания, бытовой химией и лекарствами. 16% приобрели товары, которые не планировали покупать в ближайшее время (прежде всего, бытовую технику, электронику, гаджеты и мебель). [4]

Также проявились проблемные места в социальной обстановке страны. На вопрос социологов «Левада – Центра»: «Какая экономическая система кажется вам более правильной?» 51% опрошенных выбрали систему, основанную на государственном планировании и распределении. За рыночные отношения и частную собственность проголосовали лишь 29% . Как показывают данные за предыдущие годы, доля опрошенных, предпочитающих плановую экономику, стабильно превышает 50%. Существует мнение, что по мере ухудшения социального положения населения доля ностальгирующих по советским временам будет возрастать. Происходит это, возможно из-за того, что людям не достает былой стабильности, уверенности в завтрашнем дне и всеобщего равенства. [2]

В августе 2015 года «Левада-Центр» традиционно рассчитал индекс потребительских настроений, основанный на данных опроса населения. Этот показатель отражает склонность потребителей к расходам, их мнение о собственном материальном положении, об экономической ситуации в стране, а также оценку рыночных условий для крупных семейных трат.  Динамика индекса потребительских настроений хорошо предсказывает экономические изменения на несколько месяцев вперед. При соблюдении условия постоянства личных денежных доходов, можно проследить взаимосвязь данного индекса и расходов населения на товары и услуги, так его рост на 1% приводит к росту этих расходов на 0,2% .

В 2015 году индекс потребительских настроений снизился на 19% по сравнению с предыдущим годом и на 26% по сравнению с 2013г. Следует отметить, что даже в  периоды традиционного роста потребительской активности в предновогоднее время, когда выплачиваются дополнительные зарплаты и премии  и люди покупают подарки, наблюдалось постоянное снижение этого показателя. Таким образом, значение индекса достигло дна кризиса 2008 года. [2]

При этом люди продолжают давать отрицательную оценку рыночным условиям для совершения крупных семейных расходов.  Треть опрошенных считают, что сейчас плохое время для этого. Последний раз столь негативные оценки звучали весной 2009 года. Ухудшение потребительских настроений сказывается на условиях роста розничной торговли, а это означает, что внутренний потребительский спрос не сможет поддержать экономику страны.

По данным исследовательского холдинга «Ромир», полученным на основе панели домашних хозяйств Romir Scan Panel, в августе текущего года повседневные расходы россиян выросли на 1,4% относительно июля, что на процент превысило значение официальной инфляции за месяц (0,4% по данным Росстата). Традиционно после некоторого летнего затишья  потребительская активность в августе немного увеличивается. Август 2015 года не стал исключением, хотя по сравнению с предыдущими годами рост показателя текущего августа заметно замедлился. [2]

Так, даже не смотря на сезонное снижение цен, средний чек в августе 2015 года почти не изменился относительно показателя предыдущего месяца и составил 550 рублей. А в среднем по стране за месяц сумма в чеке уменьшилась на 1,6%. По сравнению с величиной среднего чека в августе прошлого года также наблюдается его снижение на 2,1%.  При этом индекс потребительской активности продолжает расти. Это может говорить о том, что россияне предпочитают закупаться по выгодным ценам в большем количестве торговых точек. 

При этом выход из такой ситуации, по мнению населения, найдется не очень скоро. Подтверждают это данные Международного исследовательского центра Гэллапа (Gallup International), рассчитывающего индекс уровня экономической надежды, за 2014 год. Этот индекс вычисляется как разница между долей оптимистов, считающих, что экономика страны улучшится и долей пессимистов, которые уверены, что экономика страны будет испытывать трудности. [2]

Несмотря на осложнение внешней политической, экономической ситуации, рост цен и необходимость экономить на продуктах питания, население страны не связывает это с введенными против России санкциями или не считает это острейшей проблемой. Можно говорить о некоторых положительных сдвигах в настроении потребителей, так во II квартале 2015 года Росстат зафиксировал рост индекса потребительской уверенности, показателя степени оптимизма относительно состояния экономики,  на 9 процентных пунктов.  Кроме того отмечается рост по сравнению с началом года индексов ожидаемых изменений личного материального положения, благоприятности условий для крупных покупок и  благоприятности условий для сбережений.

В любом случае, России необходимо приспособится к новой экономической среде, так как скорее всего, введенные эмбарго продолжат действовать и в будущем году. В тоже время Всемирный банк считает, что новые санкции маловероятны и геополитическая напряженность все-таки будет постепенно ослабевать.

По долгосрочной перспективе высказался А. Л. Кудрин: «Жить в условиях экономических санкций придется долго. Мой прогноз - это будут годы. Сколько именно, зависит от будущих политических решений обеих сторон. Чтобы экономика эффективно развивалась и в этих условиях, нужно вернуть доверие к политике и институтам нашего общества и экономики. Этот курс должен быть ясным и последовательным. Его пока нет» [1].

Как итог, необходимо отметить, что в кризисной ситуации в стране стоит не столько винить внешние факторы, такие как санкции и т.д., сколько внутреннюю экономическую обстановку страны, которая напоминает мыльный пузырь, а санкции – это внешний фактор, которым тронули этот пузырь, он и лопнул.

 

Библиографический список:

1. Кудрин А.Л. «Государство и общество: Как вернуть доверие». Москва,  «Ведомости» № 3721, 2014 г.  http://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2014/11/21/kak-vernut-doverie

2. Нурбаева Д.Б. Санкции: влияние на поведение потребителей // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2015/10/9948

3. Рыбакова Т. «Есть ли жизнь на нуле?». Москва, "Совершенно секретно", No.6/301, 2014 г. http://www.sovsekretno.ru/articles/id/4114/

4. Исследование Synovate Comcon: потребительское поведение и экономические настроения россиян в начале 2015 года. [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий. URL: http://gtmarket.ru/blog/comcon/2015/01/28/7072

Категория: Психология потребительского поведения
Просмотров: 1864
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz