Экономическая психология в современном мире
Economic psychology in the modern world

  

Каталог статей
Конференции

Направления
Психология предпринимательства в современных социально-экономических условиях [4]
Формирование экономического сознания в условиях глобальных изменений [8]
Психология и этика бизнеса [6]
Психология менеджмента в экономике [3]
Психология потребительского поведения [6]
Психологические особенности отношения к деньгам, доходам и сбережениям [4]
Формирование общекультурных и профессиональных компетенций в сфере экономики и финансов [5]
Проблемы профессионального развития специалистов сферы экономики и финансов [4]

English

Поиск

· RSS 18.11.2017, 05:53

Главная » Статьи » Психология предпринимательства в современных социально-экономических условиях

Белогруд И.Н. Как студенты относятся к предпринимательству

Социально экономические преобразования, происходящие в России в последние десятилетия, сформировали относительно новую социальную группу: предпринимателей. Эта группа, представители которой являются активными авторами экономической деятельности, в связи со значительной разницей в условиях отечественного рынка и западной модели рыночных отношений, приобрела некоторые специфические поведенческие черты [1].

В предпринимательской деятельности присутствуют высокие риски, связанные с неопределенностью условий, а также быстрой изменчивостью ситуации. Такие характеристики предпринимательской деятельности неизбежно определяют и личность человека, который стремится организовать и развивать свое дело. Кроме того, личностные качества предпринимателей являются фактором, который оказывает значительное влияние на происходящие перемены в социально-экономической сфере [2, 10].

Примером широкой экспансии новых методов хозяйствования могут служить сетевые компании, которые в настоящее время существуют в 125 странах мира. Появление на российском рынке крупных представителей  сетевого бизнеса создало благоприятные условия для приобщения наших сограждан к предпринимательству. Возможность начать свой собственный небольшой бизнес при минимальных финансовых затратах, получить первый предпринимательский опыт привлекает многих наших соотечественников [3].

Проведенные в этой области исследования, в значительной степени подтверждают широту и разнообразие авторов, вовлеченных в предпринимательскую деятельность. Так, до прихода в сетевую компанию: 23% опрошенных - имели свой небольшой бизнес, 7% - работали по найму в государственных учреждениях, 15% респондентов работало у «частника» - собственника небольшого бизнеса. Небольшая часть (5%) - работали в крупной частной компании, 3% - бывшие военнослужащие, 7% - учились. 12% - нигде не работали, для них это первый трудовой опыт и четверть опрошенных - продолжают работать на прежнем месте, совмещая основную деятельность с работой в сетевой компании. [4]

Таким образом, выявление основных черт характеризующих деятельность предпринимателей, учитывая широту и разнообразие вовлеченных в этот процесс, представляет очевидный интерес как для научной, так и для учебной работы.

При поступлении в институт молодой человек переходит на очередную ступеньку обучения навыкам социального поведения и успешной адаптации в обществе.

Обучение в вузе становится для студентов особого рода подготовкой к будущей взрослой жизни. Они получают не только учебные знания и научную информацию, но и обучаются основным стратегиям успешной коммуникации во внешнем мире. Таким образом, одна из важнейших задач высшего образования заключается в успешном вовлечении учащихся в мир «социальных взаимоотношений», в котором и происходит их социальная адаптация [5].

Примером активной вовлеченности в систему осознания коммуникационных процессов может служить исследование, проведенное с целью выявление представлений студентов о российском предпринимателе.

По результатам опроса, 65 % респондентов представляют российского предпринимателя нечестным, 55 % - агрессивным и конфликтным, 50 % - несправедливым. Представления о зарубежном предпринимателе более позитивны. В наибольшей степени это относится к такому качеству, как честность. Примечательно, что по креативности образ российского и зарубежного предпринимателя практически не отличается, респонденты отмечают высокий уровень креативности в обоих случаях [6].

Значительный интерес представляет и отношение к деньгам.

По мнению специалистов, студенты определяют деньги в качестве показателя социальной ценности и престижа. Деньги для них являются и источником комплексов и напряжений, характерен высокий уровень тревожности из-за денег, излишний контроль своих финансов, страх потери финансовых источников. Деньги могут являться фактором развития, расширения возможностей человека, но и могут приводить к застреванию в развитии, превращаясь в сверхценное образование [7].

 По мнению М.Ю. Семенова, отношение к деньгам определяется их уровнем личностной зрелости. Изменения, происходящие в человеке, снижают ценность денег, формирует более рациональное и осознанное отношение к деньгам как к средству достижения поставленных целей, а не как самоцели [8].

Например, в раннем возрасте опрашиваемые определяют деньги, как средство установления социальной справедливости, и отношение к деньгам характеризуется желанием «разбогатеть» и «устроить свою жизнь». Взрослые же (от 27 лет), считают деньги возможностью решить повседневные проблемы и быть независимыми и уверенными. Старшее поколение, в свою очередь, рассчитывают на деньги, как на средство «спокойно дожить до старости» [9].

В этой связи, интерес представляют результаты опроса студентов, связанного с выбором компании – работодателя.

Самыми значимыми факторами при выборе места работы выпускниками вуза, оказались карьерный рост и высокие компенсации. Что касается того, какая компания более предпочтительна для выпускников – Российская, международная или собственная, то больше всего респондентов-женщин интересует возможность работы в международных подразделениях компании (42%). Аналогичная возможность важна лишь для четверти опрошенных мужчин. Зато половина респондентов-мужчин стремится открыть свое дело. Наиболее привлекательной студенты считают финансовую отрасль. Ей отдают предпочтение 43% опрошенных.  Результаты опроса свидетельствуют так же, что для респондентов их карьера соотносится, по большей части, с профессиональным ростом. Молодое поколение хочет развиваться, формировать свои профессиональные компетенции, лучше ориентироваться в экономической сфере и шаг за шагом приближаться к вершине. [11]

Очевидно, что все приведенные исследования носят весьма практический для учебного процесса характер и должны быть продолжены.

 

Библиографический список

  1. Баранников А.А., Белогруд И.Н., Белых С.В. и др. Экономика: мировой исторический опыт и современные проблемы/ Монография / Ставрополь, 2012.
  2. Мужичкова Ю.Е., Коробанова Ж.В. Представления о личностных особенностях и социальной ответственности крупных представителей российского бизнеса/ Экономическая психология и поведенческая экономика в условиях глобальных социальных и экономических изменений / Материалы Всероссийской научной конференции. 17 - 21 ноября 2014 года, Москва. – М.: Спутник +, 2014. С.75-78.
  3. Моргунова О.А., Белогруд И.Н. Учет самоидентификации студентов при проведении занятий в межнациональных аудиториях./Психология, социология и педагогика. 2015.№3(42). С.45 - 47
  4. Осипова О.С., Гиносян Ж.А. Социально-психологический портрет дистрибьюторов компании ООО «LR Health & Beauty»/ Экономическая психология и поведенческая экономика в условиях глобальных социальных и экономических изменений / Материалы Всероссийской научной конференции. 17 - 21 ноября 2014 года, Москва. – М.: Спутник +, 2014. 243 с.
  5. Дедов Н.П. Проблема обратной связи в современных средствах обучения взрослых. //Общество – язык – культура: актуальные проблемы взаимодействия в ХХI веке. Седьмая международная научно-практическая конференция. МИЛ, 2012. С. 19–20.
  6. Камнева Е.В., Анненкова Н.В., Кисловская Е.В. Представления студентов о российском предпринимателе / Экономическая психология и поведенческая экономика в условиях глобальных социальных и экономических изменений / Материалы Всероссийской научной конференции. 17 - 21 ноября 2014 года, Москва. – М.: Спутник +, 2014. С.15-18.
  7. Камнева Е.В., Анненкова Н.В., Губарев А.Е. Взаимосвязь ценностных ориентаций студентов и их отношения к деньгам // Формирование общекультурных и профессиональных компетенций финансиста. – М.: Спутник +, 2014. С. 67-70.
  8. Семенов М.Ю. Особенности отношения к деньгам людей с разным уровнем личностной зрелости: дис. ... канд. психол. наук. Ярославль, 2004. 178 с.
  9. Полтавская М.Б., Козлова С.И., Сонина М.А. Роль денег в современном обществе в оценке старшеклассников (социально-экономический аспект) // Профессиональное самосознание и экономическое поведение личности. Труды III международной научной интернет-конференции март–июнь 2009 г. Омск: Полиграфический центр КАН, 2009. С. 33.
  10. Психология социальной ответственности молодых российских менеджеров и предпринимателей в условиях инновационной экономики. Анненкова Н.В., Буянова С.М., Гагарина М.А., Камнева Е.В., Коробанова Ж.В., Крылов А.Ю., Лебедев А.Н., Мужичкова Ю.Е., Полевая М.В. Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации. – Москва, 2015. 147с.

Сахарова Н.В., Божьева Т., Буравлева И. Профессиональное развитие специалистов в сфере экономики/ Экономическая психология и поведенческая экономика в условиях глобальных социальных и экономических изменений / Материалы Всероссийской научной конференции. 17 - 21 ноября 2014 года, Москва. – М.: Спутник +, 2014. С.230-233.

Категория: Психология предпринимательства в современных социально-экономических условиях
Просмотров: 263
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz