Конференции |
|
|
|
English |
|
|
|
Поиск |
|
|
|
|
Мотив инновационной деятельности: результаты экспериментальн
| |
Губайдуллина Г.Г. | |
| Проблема выделения видов деятельности, построение ее классификации является одной из основных проблем психологической науки. Как отмечает А.Н. Леонтьев: «Такая классификация поможет яснее увидеть те реальные проблемы, которые ставятся перед ней жизнью, и определить подходы к их разработке. Понимание того, как формируется тот или иной вид деятельности, из какого другого вида он «вырастает», важно и для того, чтобы рационально использовать уже имеющиеся знания в исследовании любого нового вида деятельности. Изучение генетических связей между деятельностями и тенденций их развития необходимо для психологического проектирования вновь возникающих видов деятельности, разработки методов профессиональной ориентации, профессионального обучения и решения многих других практических вопросов» [1]. При этом в настоящее время часто ставится вопрос изучения инновационной деятельности. Построение инновационной экономики невозможно без изучения основ инновационной деятельности и формирования инновационного поведения. Только установив механизмы инновационной деятельности личности, можно будет совершить осознанный и контролируемый переход к экономике инноваций. Подобное мнение прослеживается во многих научных работах (Э.В. Галажинский, В.Е. Клочко, А.Н. Неверов, Й. Шумпетер, С.Р. Яголковский и др.). А.Н. Неверов обращает внимание на то, что процесс генерации инноваций, инновационная деятельность на сегодняшний день является «черным ящиком», что делает актуальным вопрос о построении комплексной модели создания инноваций, включающей механизм, как их генерации, так и дальнейшего распространения[2]. Построение психологической структуры инновационной деятельности позволит определить ее место среди других видов деятельности, что будет являться одним из шагов к решению данной проблемы. Ведущий мотив деятельности представляет собой главный, основной мотив, побуждающий к некоей деятельности в случае ее полимотивированности, при этом формирование ведущего мотива, по мнению А.Н. Леонтьева, приводит к тому, что у человека помимо функций побуждения и направления деятельности возникает особая смыслообразующая функция: он придает деятельности, действиям, целям, условиям деятельности определенный личностный смысл — осознанное внутреннее оправдание деятельности. В связи с этим в статье мы рассмотрим один из компонентов психологической структуры инновационной деятельности – ее мотив. С целью выявления ведущего мотива инновационной деятельности мы провели экспериментальное исследование. Исходя из результатов исследований отечественных психологов, в качестве главной независимой переменной в эксперименте выступила объективная задача деятельности, поскольку именно она определяет направление деятельности. Зависимой переменной выступила специфика психологической структуры деятельности разных видов, а в частности, мотивы деятельности[3]. В рамках эксперимента испытуемым предлагалось решить задачу, поставленную экспериментатором. Каждый испытуемый принял участие в трех экспериментальных сессиях. В рамках каждой из сессий моделировался специфический вид деятельности. Испытуемым предлагалось выполнить учебную задачу (подготовить доклад на предлагаемую тему), экономическую задачу (принять участие в экономической игре, в которой необходимо осуществлять покупку и продажу определенных товаров, выигравшим в качестве приза ставился «автомат» по предмету), а также инновационную (составить бизнес-план нового продукта). Для фиксации осознаваемых компонентов психологической структуры деятельности таких как, например, мотив, до и после выполнения деятельности испытуемым задавались вопросы, составленные исходя из определений компонентов. На выявление мотива деятельности задавался следующий вопрос: «Чего я хочу достичь при выполнении данного задания?» Данный вопрос был сформулирован исходя из определения мотива как отражения потребности, которая действует как объективная закономерность, выступает как объективная необходимость, внутреннее побуждение к деятельности, относится к потребности, побуждающей к деятельности. В эксперименте приняло участие 104 испытуемых. Из них 19,2% юношей и 75,0% девушек. Средний возраст составил 18,2 года. В качестве метода обработки данных нами был выбран контент-анализ, поскольку испытуемым предлагалось ответить на открытый вопрос, а, следовательно, в результате мы получили качественные данные. Обработка проводилась в соответствии с требованиями и принципами, разработанными ленинградской психологической школой[4]. По итогам исследования были получены следующие результаты. Часть респондентов восприняли ее как учебную. В частности, 28 респондентов отметили познавательный мотив, получение знаний, как о новой деятельности, так и о самом себе («знаний», «понять, способна ли я на создание каких-либо инноваций» и др.), 8 респондентов отметили мотив саморазвития («развить свои инновационные способности», «саморазвитие» и др.). Большое количество респондентов, как и в других экспериментальных сессиях, в качестве мотива выделили получение результата - 29. 3 респондента показали демонстративный мотив («хочу показать свою оригинальность», «хотелось бы проявить себя» и др.). Две группы мотивов можно отнести к экономическим, однако они отличаются от тех, которые были предложены в рамках выполнения экономической задачи. Во-первых – это мотив удовлетворения своих потребностей, который отметили 2 респондента («удовлетворить свою потребность», «удовлетворения своих потребностей»), во-вторых мотив заинтересованности товаром на рынке, достижение его эффективности, который показали 3 респондентов («понять, насколько я оригинальна, могу ли я создать что-то экономически эффективное», «найти наиболее выгодную деятельность» и др.). Получение прибыли напрямую как мотив при решении инновационной задачи не фигурирует, однако косвенно можно предположить, что мотивом является ее достижение через реализацию проекта. Однако опросник не позволяет нам точно ответить на этот вопрос. Тем не менее, отнести эти мотивы к инновационным мы тоже не можем, поскольку в них не фигурирует ни создание нового блага, ни творчество, ни желание добиться успеха ради успеха. В ответ на инновационную задачу появилось 4 группы мотивов, которые не возникали при выполнении предыдущих видов задач. Первая группа – это интерес к самому процессу выполнения задания, который отметили 5 респондентов. На наш взгляд этот мотив совпадает с мотивом радости творчества, который предполагался Й. Шумпетером, поскольку инновационная деятельность является творческим процессом[5]. Вторая группа мотивов направлена на реализацию проекта, которую отметили 6 респондентов («утверждения моего проекта», «я хочу успешно реализовать свой проект» и др.). Данный мотив тоже можно сопоставить с мотивом достижения успеха ради успеха, выделенный в качестве мотива инновационной деятельности Й. Шумпетера. Третья группа мотивов направленных непосредственно на создание чего-либо нового на рынке («создать что-то принципиально новое и актуальное», «изобрести что-то новое» и др.). Этот мотив отметили 20 респондентов. Четвертая группа мотивов отражает желание принести пользу либо себе, либо обществу («придумать что-нибудь новое и полезное», «хочу достичь в этом задании максимальную пользу для себя и для других» и др.). Данную группу мотивов отметили 4 респондента. Третья и четвертая группы представляют собой мотивы изобретательской деятельности, а не инновационной, поскольку среди них не фигурирует мотив продвижения товара на рынке и получения прибыли, а только изобретение, которое принесет людям пользу. Отсутствие мотива показали 5 респондентов, другой мотив 4 респондента. В целом, в ответ на инновационную задачу выделилось 12 групп мотивов, при этом задачу как инновационную восприняли только 10 % испытуемых, что не противоречит теоретическим предпосылкам социальной психологии о том, что инновации – это социальные изменения, возникающие вследствие влияния меньшинства на большинство. Исходя из поставленной инновационной задачи, доля учебных мотивов составила 34,2 % , такую же долю занимает неопределенный мотив (34,2%). 4,8% занимает экономический мотив и 22,9% занимает изобретательский мотив. Инновационный мотив занимает 10,4% . Таким образом, в результате эмпирической проверки мы выяснили, что инновационная деятельность имеет специфический мотив по сравнению с другими видами деятельности. Исходя из деятельностного подхода отечественной психологии, мы уже можем говорить о том, что возможно выделение инновационной деятельности как специфического вида. Однако для дальнейшего уточнения необходимо провести анализ и других компонентов психологической структуры инновационной деятельности. Библиографический список 1. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. Политиздат. 1975. 304 с. 2. Неверов А.Н. Экономическая психология инноваций и концепция ноосферной экономики // Психология и экономика, 2010, Т3, №1. С. 32-41 3. Губайдуллина Г.Г., Неверов А.Н. Особенности применения экспериментального метода в экономической психологии // Экспериментальный метод в структуре психологического знания /под ред. В.А. Барабанщикова. – М.: ИП РАН. 2012. С. 651 – 656. 4. Методы социальной психологии / под ред. В.Е. Семенова, Е.С. Кузьмина – Ленинград: Издательство Ленинградского университета. 1977. 175 с. 5. Шумпетер Й. Теория экономического развития. М., 2007. 864 c.
|
|
| | |
annaduet | |
| Хочу предложить размещать в данном разделе отзывы, меню и результаты Ваших любимых диет, считаю это будет интересно многим. Это сообщение предполагаю начать с очень интересной методики похудения "ЗВУКИ-ГРАЦИИ РУ". Я сама на себе попробовала эту систему и убежденно заявляю, что система похудения "ЗВУКИ-ГРАЦИИ РУ" , абсолютно необходима, каждому, кто желает похудеть. "ЗВУКИ-ГРАЦИИ РУ" это не диета и не таблетки. Это созданный индивидуально для Вас звуковой файл, включающий в себя специфические звуки, которые нейтрализуют чувство голода. Чем длительнее Вы прослушиваете этот файл, тем сильнее эффект понижения аппетита. изначально, прослушивание заменило лично мне только ужин. В настоящий момент я ем лишь 1 раз в день и не испытываю голода. "ЗВУКИ-ГРАЦИИ РУ" многократно усиливает эффект совершенно любой диеты в несколько раз. Это я испытала на себе. "ZVUKI-GRATSII RU" наращивает известность с каждым днем. Найти эту методику не сложно, нужно вбить в любую поисковую систему - "ПРОГРАММА ПОХУДЕНИЯ ZVUKI-GRATSII RU" и Вы очутитесь на веб странице данной методики. А вот теперь мои любимые диеты:) диета евы лонгории не 7 недель ваши отзывы меню и результаты диета евы лонгории не 7 недель . популярная диета евы лонгории предлагает нам великолепный шанс похудеть. Для такового сложного процесса это абсолютно ничтожный срок, так что, стоит взвешенно подходить к старту диеты евы лонгории заключается диета евы лонгории не 7 недель в том, что необходимо постепенно понижать питательность рациона и увеличивать количество суток, без приема пищи. принимая во внимание, тот факт, что диета евы лонгории строгая, стоит проконсультироваться с врачем. диета евы лонгории не 7 недель . С 1-го по 6-ой - сутки, когда мы едим по основному режиму, а в воскресенье – потребляем только лишь минералку без газа. с сегоднешнего дня вы владеете информацией, как понизить вес. авторы диеты евы лонгории обещают, то, что к концу моно-диеты фигурка станет изящной, а жир не вернется. диета на кашах и овощах на 5 недель диета на кашах и овощах на 5 недель безусловно является королевой среди максимально эффективных экспресс-диет. важное преимущество диеты на кашах и овощах в том, что каши и овощи пособляют понижению пика холестерина в крови и очищению организма от оксидантов. диета на кашах и овощах на 5 недель благотворно влияет на пищеварительную систему, улучшает фактуру кожи, помогает снизить вес. диета рекомендована гражданам с заболеваниями желудка . соблюдая диету на кашах и овощах , разрешается кушать без ограничений, но только нежирную и малоуглеводную еду. разрешается попивать лишь воду без газа. диета на кашах и овощах - похудение для девочек . разрешено добавить в диету на кашах и овощах , финики. в промежутках между обедом и ужином разрешается потреблять фрукты. весь день рекомендовано попивать много жидкости . диета на кашах и овощах дает долгое чувство насыщения. диета на кашах и овощах очень эффективна – за 10 дней можно полностью избавиться от 4 до шести кг жира! протяжность диеты на кашах и овощах – 6-10 дней. диета донцовой на неделю диета донцовой на неделю . Внутренняя организация организму навредить не способна, несравненно значительнее вреда приносят спонтанные экстримальные реакции. пробуждаться и засыпть в одно время, поедать пищу в правильные часы, гулять по утрам – это помогает выработке расписания работы каждых физиологических составляющих в организме человека. диета донцовой - похудение для женщин . рассмотрим три этапа, предоставляемые всем нам курсом диета донцовой на неделю . подготовительный фаза главная цель - избавить организм и возвратить бактериальный фон кишечника. убираем из приема всевозможные сладости, продукты включающие сахар, газировку и алкогольные напитки, продукты, переработанные технологическим методом. выпечку на предварительном моменте есть не стоит. Для осуществления предварительного момента оставим фасоль и ягоды. этого будет совершенно достаточно, когда добавить к этому приличное потребление жидкости. диета донцовой занимает от недели до одного месяца. донцова считает, что любой пожелавший лично способен определить его длительность. Следующий момент диеты донцовой усиливают рыба, мясо птицы, маложирный йогурт. можно приготавливать различные вареные яства. питаться необходимо мало и малыми частями, около, 5-6 раз в сутки.
|
|
| |
|